Бхайрава и Бхайрави

БхайравиБхайрава (Ужасный) — божество индуистской, буддийской и джайнской мифологии. Индуистский Бхайрава рожден из крови Шивы и/или является одной из его гневных форм. Часто изображается в скульптуре и живописи, причем существуют довольно различные варианты его иконографии. Кала-Бхайрава (Черный Бхайрава) изображается с поясом из колокольчиков, с гирляндой из человеческийх черепов, спутанными волосами, выступающими клыками; в его четырех руках — меч, трезубец (тришула), барабан и чаша. Согласно одному из мифов, отталкивающий облик Бхайрава Шива обрел в наказание, после того как совершил преступление, отрубив Брахме его пятую голову; череп Брахмы при этом прилип к его руке, заменив собой чашу для сбора подаяния. Только когда Шива пришел в свящянней город Варанаси, череп сам упал на землю, что означало освобождение Шивы от греха. Из др. вариантов изображений Бхайрава упомянем такие, как Капала Рудра (Рудра с чашей-черепом), Панчавактра (Пятиликий). Изображением Говинда-Бхайравы представлен грозный облик Вишну. В качестве ваханы (ездового животного) Бхайрава фигурируют волк или собака.

В повествовании Бхагавад Гиты именно свою Бхайрава форму — форму вселенского сознания — показал Кришна  (который сам был лишь аватаром, тоесть воплощением Шивы) своему преданному Арджуне, и Арджуна увидел в Боге не только милостивый аспект, но и аспект всепожирающей смерти — после чего Арджуна попросил Кришну скрыть эту форму и снова появиться в форме возничего. Помимо Индии Бхайрава почитаем также в Непале и Тибете. В индуизме каждый бог имеет свой женский аспект — шакти. Так женский аспект Шивы — Кали, соответсвенно женским аспектом (Шакти) Бхайрава является Бхайрави

Бхайрави – воплощение энергии разрушения, которая разлагает мир посредством ее постоянно действующих раджасика-тенденций.Бхайрави возникает и проявляется в тот момент, когда тело дряхлеет и разлагается, что происходит согласно естественной, неизбежной и непреодолимой силе. Она также присутствует в саморазрушительных наклонностях, таких как поглощение тамасической пищи (пищи, содержащей качества, связанные с неведением и похотью) и употребление алкоголя или иных одурманивающих веществ, которые изнашивают тело и ум. Таким же образом гнев, ревность и другие эгоистические эмоции и действия усиливают присутствие Бхайрави. И напротив, праведное поведение ослабляет ее.

Бхайрави имеет космическую значимость и превосходство. В коментарии на Парашурама-кальпасутру говорится, что имя Бхайрави произошло от слов бхарана (создавать), рамана (защищать) и вамана (извергать).

В гимне ее восхваления в Шарада Тилаке говорится:

«Ты – природа сознания; ты контролируешь жизненное дыхание и, даруя йогические силы, побеждаешь шесть видов страсти: похоть, жадность, заблуждение, омраченность, опьянение, ревность и гнев».

Трипура-Бхайрави — пятая из десяти проявлений Божественной Матери трёх богов — Брахмы, Вишну и Шивы.

«Три» означает «число три», «пypa» — «план существования» (то же, что и «лока»). Таким образом, согласно значению её имени, она представляет собой проявление Божественной Матери, пронизывающее и питающее собой все три плана существования: физический, астральный и небесный — бху, бхуван и свар (или бхулока, бхуварлока и сваргалока).

Также как и в случае с Кали, по отношению к Трипура-Бхайрави тоже существует ошибочная тенденция подменять бескомпромисность на безжалостность, а свойство несокрушимой, но всесокрушающей победоносности называть почему то «жестокостью». На самом деле если что и разрушается без остатка, так это препятствия, загрязнения и прочие признаки «несвободы», мешающие росту и развитию  садхака (ученика на духовном пути развития)

Согласно представлениям тантрического шактизма, (заметизм, что шактизм делает акцент на важность Шакти начала божества.) Кали являет собой кундалини, а её обитель в состоянии покоя находится в муладхара-чакре. Эта же чакра является обителью и Трипура-Бхайрави; она пребывает в так называемом «мула-риконе» (острие обращённого вершиной вниз треугольника низшей чакры)
Если Кали избавляет садхаков от страха перед смертью (кала), то Трипура-Бхайрави уничтожает девять омрачений разума: недуги, слабости, сомнения, подверженность иллюзиям, леность, невоздержанность, ошибочные представления, недостижимость какого-либо йогического состояния и неспособность удерживать йогическое состояние. Именно эти девять препятствий порождают смертный страх.

Заметим, что страшный облик Бхайрави не есть нечто абсолютное, а лишь обусловленность восприятия садхака, находящегося в плену девяти препятствий для духовного роста.

Когда с помощью  Бхайрави будут уничтожены девять препятствий и садхак сможет преодолеть похоть, гнев, корыстолюбие, духовное неведение, гордыню и зависть, то Трипура-Бхайрави становится для него прекрасной и лучезарной, словно восходящее солнце.

 В этом аспекте она подобна Шодаши или Трипура-Сундари — шакти Брахмана, третьей из десяти проявлений Божественной Матери. Слово «шодаша» значит «шестнадцать», а «шодаши» — «шестнадцатилетняя». «Сундари» переводится как «прекрасная девушка». Все эти имена относятся к проявлению Божественной Матери, которая представляет собой единый источник всего прекрасного и вечно юного.Как Кали, она являет собой кундалини в муладхара-чакре; поклонение ей избавляет садхака от страха перед смертью и общей тревожности.

Санскритское слово «бхуван» означает «феноменальный мир». (Ведическая космология различает три «локи» или «пуры» (плана существования) и четырнадцать «бхуванов» — миров). Таким образом, имя Бхуванешвари можно перевести как «Ишвари (царица, богиня-владычица) всего сущего в феноменальном мире». Поэтому её ещё называют Раджараджешвари — Великая Владычица. В «Дэви-Бхагавата-пуране» содержится такая легенда о Бхуванешвари:

Однажды Брахма, Вишну и Шива спорили о том, кто из них Высочайший Бог. Спор быстро перерос в ссору, и все они начали применять для доказательства своего превосходства силу. Божественная Мать Бхуванешвари вмешалась в ссору и подняла их в свою обитель, где Брахма, Вишну и Шива узрели себя в облике трёх женщин-прислужниц и осознали свою ошибку: они были введены в заблуждение создающей иллюзии майя-шакти и позабыли о том, что являются лишь орудиями, предназначенными для сотворения, сохранения и уничтожения.

Когда Брахма, Вишну и Шива погрузились в свой спор, они поддались неведению (аджняне), поэтому Божественная Мать милостиво открылась им именно в проявлении Бхуванешвари — только прямая манифестация джняна-шакти явила богам их подлинную сущность.

На заметку »

Спонсор публикации интернет-магазин, специализирующийся на детских автокреслах. Детские автокресла — это действительно очень полезная вещь в вашем автомобиле, ведь они на самом деле спасают детей. Посмотреть отзывы об автокреслах Bebe Confort вы можете по ссылке.

Метки: