Дракон

ДраконДракон, несомненно, самое популярное фантастическое существо, нашедшее отражение в мифах, сказках, легендах, былинах и хрониках едва ли не всех народов мира. Собирательный портрет дракона выглядит примерно так: рогатое чудовище с громадными перепончатыми крыльями, какудревнего птеродактиля, с мощными когтями, чешуйчатым змеиным туловищем, заканчивающимся острым колючим хвостом, на спине — ряд зубцов, как у доисторического стегозавра. Вообще дракон настолько напоминает какогонибудь динозавра из юрского периода, что невольно напрашивается вопрос: действительно ли все гигантские ящеры погибли в геологической катастрофе, произошедшей, по утверждению ученых, около 65 млн лет назад, и если да, то как же в сознании древних людей, никогда не видавших живого динозавра, мог родиться чудовищный образ дракона? Как известно, дыма без огня не бывает! По всей видимости, люди все-таки встречались с уцелевшими после падения астероида представителями древнейшей фауны. Разумеется, фантазия человека хорошо поработала над образом дракона-динозавра: он многоглав, способен плавать, летать и извергать пламя, иначе говоря, ему подвластны все стихии. На Востоке это фантастическое существо и ассоциируется с магическими силами, повелевающими стихиями, но на христианском Западе дракон — обобщенный символ зла во всех его проявлениях и синоним Сатаны.

В восточной мифологии дракон тесно связан с водной стихией и культом императора. Енван (Енсин) в корейских мифах — царь драконов, властитель подводного царства, живущий во дворце на днеморя со всем своим семейством и огромным штатом придворных. Корейцы различали пять видов Енванов: зеленый дракон (Чхоннен) являлся стражем Востока; белый (Пэннен) — стражем Запада; черный (Хыннен) — стражем Севера; а красный (Чоннен) и желтый (Хваннен) — стражами Юга. В китайской мифологии им соответствуют: желтый дракон — лун, зеленый — цинлун, красный — чилун, белый — байлун и черный — сюаньлун.

Девушка на драконеВ книге Ли Шичженя (XVI в.) «Основные сведения по фармакологии» так описывается внешний вид китайского дракона Лун: «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапы, как у тигра…На спине 81 шип… под подбородком светящаяся жемчужина».

На Востоке дракон символизирует активный принцип янь, восходящее солнце, дождь и плодородие, а также счастье и бессмертие. Дракон, изображавшийся на парадном одеянии китайских и корейских императоров — символ их верховной власти. В мифах это фантастическое существо постоянно сопутствует земным владыкам: один император родился от связи женщины с драконом; другой — держал в своей конюшне драконов для верховой езды и для упряжек; третий — питался только мясом драконов, и потому его царство процветало, и т.д. Дракон предвещает и смерть императора: когда он взлетает на небо, на земле происходит смена правителя.

Японские драконы обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.

Самый знаменитый японский дракон — Ямата-но орочи. По легенде он восемь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю, пожирая дочерей одной семьи. В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змей-страшилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но орочи описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем». На восьмой год явился с небес божественный герой Сусаноо-но микото и, напоив дракона, убил (получив в награду как спасённую девушку, так и меч Кусанаги, найденный в среднем хвосте дракона).

Японцы, как китайцы и корейцы, верили в духов-хранителей, защищающих стороны света. Поэтому в устройстве лагерей и постройке городов японцы руководствовались теорией о пяти первоэлементах:

Если на севере есть высокая гора, её охраняет Черепаха-Змея,

Если на востоке есть ручей, его охраняет Голубой Дракон,

Если на юге есть обработанные поля, их охраняет Красная Ласточка,

Если на западе есть большой тракт, его охраняет Белый Тигр.

Такое место является священным, и его называют «местом,

охраняемым четырьмя богами — ками» («енсин-сюго»).

Интересно, что Токио, Киото, Осака и другие процветающие города и деревни расположены с непогрешимой точностью в местах, которые считаются подходящими с точки зрения покровительства четырёх божеств.

ДраконВ западной мифологии дракон — воплощение зла, враждебное человеку существо, хранитель подземных сокровищ и страж водных источников. В голове дракона сокрыт сверкающий драгоценный каменьсимвол его магической силы. Латинский автор Гай Юлий Солин (III в. н.э.), описывая в книге «Собрание достопамятных сведений» природу Эфиопии, сообщает о тамошних драконах следующее: «Среди этих раскаленных опаляющим зноем хребтов водится множество драконов. У настоящих драконов небольшая пасть, которая не может раскрыться для укуса. Кроме того, у них на морде имеются узкие отверстия, через которые они дышат и выпускают язык. Дело в том, что сила у них не в зубах, а в хвосте, так что они причиняют вред больше ударом, чем укусом. В головном мозге драконов находят драконий камень. Правда, камнем он будет только в том случае, если его извлекут из живого дракона. Если же змей уже умер, то камень теряет твердость и исчезает… Сотак (греческий минералог) пишет, что ему приходилось видеть этот камень, сообщает он и о том, как его добывают. Охотники исключительной отваги выслеживают убежища этих змей. Затем, дождавшись, когда они отправятся на поиски корма, охотники стремительно бегут перед ними и разбрасывают сонное зелье. Когда, отведав зелья, драконы засыпают, охотники отрезают им головы и уносят как награду за свою отчаянную храбрость».

Буйная человеческая фантазия породила великое множество самых разнообразных драконов или змеев (не путать со змеей!). В низшей французской мифологии популярен образ Вуйвра — огненного змея с драгоценным камнем во лбу, хранителя бесценных кладов, обитающего в заброшенных башнях и замках. Светящийся в ночном небе след метеорита суеверные французы принимали за полет Вуйвра.

У южных славян (болгар, сербов, македонцев) героем мифов стал Хала — очень своеобразный пятиметровый змей, толщиной с человеческую ляжку, с крыльями под коленями и лошадиными глазами.

Наездницы драконовНа Руси наибольшую известность снискал змей Зилант (от греч. «zelos» — «кипение гнева, негодование»), он же казанский (татарский) дракон, описанный в летописях и вошедший в российскую геральдику. В Казанском летописце (1565) Зилант предстает как драконоподобное существо с песьей головой, орлиной грудью, петушиными лапами, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Летопись повествует, что это чудище, обитавшее некогда в окрестностях Казани, было изгнано по приказу царя Саина Болгарского, а его логово сожжено. Впоследствии Зилант ассоциировался у русских с конкретными злейшими врагами — казанскими ханами. С 1595 года Зиланта стали изображать на печатях русских воевод, управлявших покоренной Иваном Грозным Казанью.

В богатейшей древнегреческой мифологии драконы представлены в изобилии, но самое любопытное заключается в том, что дракон, как символ чудовищной жестокости, имеет прямое отношение и к истории Древней Греции. Дело в том, что афинский архонт Дракон (VII в. до н.э.) — реальное историческое лицо, первый законодатель Аттики. Законы Дракона отличались неимоверной жестокостью: за малейшее правонарушение или посягательство на чужую собственность (например, за кражу одного л ишь фрукта из чужого сада) они неумолимо карали смертью. Бедные афиняне, возмущенные «драконовыми мерами», говорили, что законы Дракона «написаны кровью».

Змей ГорынычТема драконоборчества представлена в мифологии исключительно широко. Со злобными огнедышащими чудовищами сражаются многие великие боги и прославленные герои. Еврейский бог Яхве поражает тяжелым мечом морского змея Левиафана; греческий солнечный бог Аполлон убивает золотой стрелой Пифона; Персей с помощью головы Медузы Горгоны обращает дракона в каменную скалу; святой воитель Георгий Победоносец пронзает чудище копьем; а архангел Михаил низвергает «змея древнего» в адскую бездну. Драконов побеждают германские герои Зигфрид и Беовульф, скандинавский берсерк Сигурд, бретонский рыцарь Ланселот и персидский витязь Исфандиар. Русские былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович убивают трехголового Змея Горыныча и злобного Тугарина Змеевича и т.д.

Многих мифических драконов извели легендарные герои прошлого, да, как видно, не всех. Некоторые из них живы и по сей день, иначе как объяснить многочисленные свидетельства очевидцев, собственными глазами видевших Морского змея или Лох-несское чудовище?

В христианской иконографии дракон представлен поверженным и посрамленным. Христианская эмблема победы над дьяволом изображает скованного цепями дракона, с хвостом, завязанным в узел в знак его поражения. Скованного дракона попирает ногами Дева Мария, папа Сильвестр (в ознаменование побежденного язычества) и проповедник Бернар Клервосский (в знак низложенной им ереси).

Марфа (персонифицированный образ хлопотливой домашней хозяйки) одерживает победу над тарасконским драконом с помощью святой воды, поэтому она изображена с кропилом в руках и чудовищем, съежившимся у ее ног.

Труднее всех пришлось св. деве-великомученице Маргарите Антиохийской, ведущей укрощенного ею дракона на привязи. Согласно церковной легенде, Маргарита томилась в подземной тюрьме, когда пред ней в образе дракона предстал сам Сатана. Чудовище проглотило Маргариту, но животворящий крест в ее руках заставил разверзнуться чрево дракона, и святая выбралась из его внутренностей целой и невредимой.

В изобразительном искусстве Ренессанса мифический дракон, как неусыпный страж кладов, водных источников, яблок Гесперид и золотого руна, составляет важнейший атрибут аллегорической фигуры Бдительности. Парой драконов, запряженных в колесницу, управляет богиня Церера.

Бескрылый и крылатый дракон

Соединение крылатого и бескрылого драконов в алхимии означало переход и борьбу между собой двух состояний. Например, процесс перегонки или кипения

В алхимии крылатый дракон символизировал летучее и женское начало, а бескрылый — мужское и устойчивое начало. Соединенные воедино в форме круга, эти драконы олицетворяли извечную тайну бытия.

Под эмблемой черного дракона алхимики разумели также серу и селитру. Николай Фламель, один из корифеев алхимии, так поясняет эту эмблему: «Причина, что я тебе нарисовал эти две спермы под формой драконов, та, что их зловоние так же велико, как и зловоние драконов».

В военной эмблематике древних устрашающая символика дракона была чрезвычайно популярна. Даки, парфяне, кельты, римляне и англосаксы изображали драконов на военных штандартах, а носы боевых ладей викингов увенчивали деревянные фигуры драконьих голов, отчего сами ладьи именовались драккарами.

В 1418 году германский император Сигизмунд III для борьбы с турецкой агрессией основал орден Поверженного Дракона. Валашский господарь Влад Цепеш (1456—1462), более известный как легендарный вампир Дракула, получил столь экзотическое прозвище именно из-за причастности к этому рыцарскому ордену, поскольку красочная эмблема дракона украшала его флаг или герб.

В древности и в Средние века эта фантастическая эмблема приобрела кое-где государственный статус: бирюзовый дракон Лун являлся эмблемой китайской ди. настии Хань, а красный дракон Кадваллона — средневековой национальной эмблемой Уэльса.

Герб Казанской губернии

Герб Казанской губернии

В российской городской геральдике доминирующее положение занимает черный краснокрылый дракон Зилант — средневековая эмблема казанских ханов. Зилант, утвержденный в 1558 году как официальная эмблема Казани, встречается в гербах целого ряда российских городов: Каширы, Спасска, Ядринска и др. Эмблема татарского дракона в гербах этих городов свидетельствует о том, что они находились когда-то под управлением казанских царевичей, служивших великим русским князьям Ивану III и Василию III. Та же эмблема присутствует и в родовых гербах российских дворян Дуровых, Прозоровских и др.

С эмблемой Зиланта в российской геральдике соперничает эмблема дракона, попираемого всадником с копьем (св. Георгием Победоносцем). Она представлена не только в гербе Москвы, но и в гербах некоторых дворян: Сабанеевых, Языковых и др. Изредка в русских гербах можно увидеть и другие эмблемы (например, в гербе Херасковых изображен золотой дракон).

В современной государственной геральдике дракон встречается почти так же редко, как и в природе: лишь в гербе Бутана красуются два зеленых дракона, а в гербе Исландии дракон в компании с быком несет нелегкую, но почетную службу в качестве щитодержателя.

Дракон – «крылатый змей», но только с лапами, как у орла, – объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Это один из универсальных и самых сложных символов. Дракон может быть солнечным и лунным, добрым и злым. Это хранитель сокровищ и тайных знаний. Символ долголетия. На Востоке дракон, как правило, – Сила Небесная, несущая благо, на Западе – разрушительная и злая сила. В России дракон – знак сатаны, дьявола. Победа над драконом означает победу света над тьмой, над собственной природой.


Опубликовано при поддержке evpatoria-rest.com.ua. Если на солнечное и теплое время года, вы уже подумываете об отдыхе где-нибудь в крыму, то Евпатория вам отлично подойдет. Это отличный курортный город, где есть все что нужно. Кстати недорогая аренда жилья есть тут.