Единорог

Единорог — грациозное фантастическое существо белого цвета, похожее на небольшого коня, с раздвоенными копытами антилопы, хвостом льва и красивым спиралевидным рогом на лбу, поэтический символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы.

В восточной мифологии единорог предстает как священное животное. В индийских мифах, изложенных в «Атхарваведе», прародитель людей Ману (аналог библейского Ноя) во время Великого потопа привязал ковчег к рогу единорога.

В китайской мифологии единорог выведен под именем цилиня. Китайский вариант единорога несколько отличается от европейского: он больше напоминает маленького оленя, нежели коня. Шея у цилиня волчья, хвост бычий, копыта конские, а закрученный спиралью рог заканчивается мягкой шишкой.

Цилинь — атрибут Хуан-ди («желтого императора»), небесного хозяина мистического центра, одного из пяти боговправителей сторон света, символ мудрого и гуманного правления. Это чистое божественное животное способно летать и ходить по воде. Когда же цилинь несется вскачь, едва касаясь копытами земли, он не растопчет ни одной букашки и не помнет ни единой травинки — настолько легка и грациозна его поступь. Рог цилиня мягок и не опасен, а питается этот чудесный зверь лишь волшебными злаками, предназначенными только для него. У китайцев цилинь олицетворяет человеколюбие, мудрость и кротость.

Кирин

Благородное божественное существо — Кирин, своей властью выбирающее будущего императора.

Кирин – японский единорог, был заимствован из китайской мифологии во времена развития учения Онмёдо (Путь Инь и Ян), около 1200 лет назад. Согласно китайской мифологии, это существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Очень часто чешуя заменена пятнами, как у оленя.

Кирин — мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности.

Кирин — знаменитое животное, добрый вестник, а также символ долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления. Он занимает особое место в японской демонологии. Он яростный последователь справедливости и закона, и что он иногда появлялся на суде, убивал виновного и спасал невиновного. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец «Кирин-лев». Танцуя, «лев» стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Японии кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности.

Кирин – самое главное животное-божество. В Японии в четверку богов-хранителей — Лазурный Дракон Сейрю (Повелитель Востока), Алый Феникс Судзаку (Повелитель Юга), Черная Черепаха Генбу (Повелитель Севера) и Белый Тигр Бьякко (Повелитель Запада), было включено пятое божество, одновременно венчающее пентаграмму и стоящее в центре квадрата Хранителей Сторон Света, объединяя и гармонизируя их силы.

Этим божеством становится Повелитель Природы Кирин (собственно японское развитие учения о противоположности, взаимопроникновении и неделимости Инь и Ян). В Японии Кирин в отличии от китайского Цилинь приобрел гораздо больше «агрессивных» черт. Так, к примеру, ему стало приписываться свойство требовать жертвы за дарование силы.

В европейской традиции единорог выглядит как гордое и непобедимое существо. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира» даже описывает боевую тактику несуществующего в природе зверя: «Единорог побеждает врага не рогом, а языком и коленями. На конце языка у него длинный и острый, точно стилет, шип. Когда взбешенный единорог бросается на врага, он сбивает его с ног, прижимает к земле коленями и протыкает языком».

В христианстве единорог — символ непобедимости. Фантастический зверь не дается в руки никому, кроме девственницы, а потому в европейском фольклоре белоснежный единорог олицетворяет женское целомудрие.

Практическую ценность для европейцев представлял уникорн — чудесный витой рог единорога. О его мистических свойствах одним из первых поведал миру Ктесий Книдский (V в. до н.э.), придворный лекарь персидского царя Артаксеркса II, в своей изобилующей сказочными вымыслами книге «Indica»: «В Индии водятся дикие ослы, ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые. На лбу растет рог в полтора фута длиной. Порошок, соскобленный с этого рога, применяют как лекарство против смертоносных ядов. Основание рога чисто белого цвета, острие его ярко-красное, а средняя часть черная».

Средневековые легенды, раздувшие этот нелепый вымысел до невероятных размеров, утверждали, что единорог может очистить отравленную воду, размешав ее крестообразным движением своего рога. Мало того, уникорн способен даже мертвого воскресить: нужно лишь соскоблить с него некоторую толику порошка, хорошенько настоять его на ароматном вине, а затем дать выпить это волшебное зелье усопшему.

Видение единорога одним из современных художников.

Представители европейской знати, уверовав в магические свойства рога несуществующего животного, якобы нейтрализующего действие любого яда, стремились заполучить его любой ценой, в чем им охотно помогали средневековые шарлатаны, поставлявшие под видом чудесного уникорна рог обыкновенного нарвала. Папы, кардиналы, короли, герцоги и графы не прикасались к своей трапезе до тех пор, пока особо доверенный слуга не проверит сим магическим жезлом их пищи и питья.

Сфрагистика знакомит нас с самым древним прообразом единорога, более похожего не на коня или оленя, а на однорогого быка. Таковым единорог предстает на печатях из древних городов долины Инда — Мохенджо-Даро и Хараппы (III тыс. до н.э.).

В российской сфрагистике первое изображение единорога, размещенного на груди двуглавого орла, известно по личной печати царя Ивана IV Грозного.

В средневековом изобразительном искусстве единорог, как символ целомудрия, преклонив голову, возлежит на коленях или у ног прекрасной девушки. Пара единорогов везет колесницу персонифицированного Целомудрия.

В христианской иконографии целомудренное существо — символ непорочного зачатия Девы Марии. Единорог, склонивший голову на грудь Богоматери, является аллегорией самого Христа.

В средневековой алхимии красавец единорог олицетворял ртуть.

Единорог в геральдике

Единорог в геральдике

В западноевропейской геральдике эмблема единорога символизирует непобедимость. В государственных гербах Англии, Шотландии и Канады единорог исполняет почетную миссию щитодержателя.

В российской геральдике эмблема серебряного единорога украсила герб города Красноярска, а также родовые гербы дворян Стремоуховых, Шуваловых и др.

В военном деле России непобедимый зверь, сошедший с герба начальника оружейной канцелярии П.И. Шувалова, дал наименование русской гладкоствольной гаубице. Пушка «единорог», применявшаяся в бою для огневой поддержки пехоты, сокрушала врага в течение 200 лет — с середины XVII до середины XIX века.

Единорог – мистическое существо, животное с телом лошади или оленя, имеющее длинный острый рог. В общем случае символизирует женский, лунный принцип, непорочность, чистоту, целомудрие. В Китае олицетворяет изобилие и долголетие. Согласно легендам, может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. На основе этих легенд он стал символом чистоты, в частности женской.

Идея о гармонии противостоящих друг другу сил была важной частью мировосприятия древних магов и алхимиков, поэтому в истории магии единорог играет важную роль. Впервые на Западе единорог был упомянут в книге про Индию греческим историком Ктесием в 398 году до н. э. Вот часть описания: «В Индии встречается разновидность диких ослов размером с лошадь и даже больше. Тело белое, глаза темно-голубые, голова —темно-рыжая. Изо лба торчит рог, примерно метр в длину». Похоже, что Ктесий основывался на догадках и рассказах путешественников. В данном случае единорог — смесь носорога, какой-то антилопы и дикого осла. В книге также говорится, что рог на конце заострен, у основания он белого цвета, в середине — черного и оканчивается пурпурным. Возможно, Ктесий просто видел сосуд, раскрашенный таким образом и сделанный из рога, поскольку индийские правители обычно пили из подобных рогов.

Однорогий бык

Однорогий бык Франклина Дава

Некоторые естествоиспытатели считали, что единорога можно вывести искусственно. И в марте 1933 года это случилось. Американский биолог доктор Франклин Дав прооперировал в университете штата Мен однодневного айрширского теленка. Он трансплантировал в фронтальную часть зародыши рогов теленка друг над другом, предполагая, что в процессе роста они объединятся в один рог, как у единорога. В результате этого успешного эксперимента появился однорогий бык. Он не был похож на средневековые описания единорогов, которые усилиями придворных литераторов приобрели тонкость и изящество прекрасных скакунов.

Но его поведение отличалось от поведения обычных быков. Может быть, когда-то раньше люди, такие как Франклин Дав, вывели подобное существо, обладающее свойствами, отличающими его от двурогого собрата? И, возможно, именно эти существа послужили источником для возникновения первых легенд? Или все было гораздо прозаичнее и прообразом единорога был обыкновенный носорог — индийский или африканский? А может быть, все же единорог, мистическое и магическое существо — продукт исключительно человеческого воображения?

Метки:

Поделись статьей с друзьями!