Еврейская и Западная Каббала

Еврейская и западная каббалаВначале Каббала была сугубо иудейской системой и развивалась как эзотерическое толкование Торы.

Тора, или Пятикнижие, — это первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Числа, Левит и Второзаконие. Их авторство приписывается Моисею, и в виде отдельных рукописных свитков они хранятся в синагогах по всему миру, а в напечатанном варианте содержатся в каждой Библии на любом языке.
Естественно, что в иудаизме, как и в других религиях, имеется своя мистическая традиция. Такой традицией для евреев является Каббала, которая на протяжении почти всей своей истории, по мере смены поколений, была именно устным преданием — из рук в руки, от учителя к ученику. Само слово Каббала означает «предание», и этим подчеркивается ее специфика: получить запечатленные в Каббале знания можно лишь непосредственно от учителя-посвященного — того, кто ими обладает.

Истоки Каббалы

Ранняя история Каббалы окутана тайной. Согласно одной из легенд, после грехопадения и изгнания из Эдема Каббалу преподал Адаму архангел Рафаил. По другой легенде первым каббалистом, а также автором книги «Сефер Йецира» — одного из классических текстов Каббалы — был Авраам. В еще одной легенде говорится, что, когда Моисей спускался с горы Синай со скрижалями, запечатлевшими полученное им от Бога откровение, на них была именно Каббала. Увидев, что за время его отсутствия евреи начали поклоняться Золотому Тельцу, Моисей в гневе разбил скрижали и вновь поднялся на вершину Синая, откуда вернулся уже с Десятью Заповедями — сводом законов для заблудших и неблагодарных «детей Израиля», позабывших о том, что Моисей вывел их из плена египетского, где они были рабами фараона. Десять основополагающих принципов Каббалы в их подлинном виде были изустно переданы Моисеем Аарону, его брату и верховному жрецу. Впоследствии Каббала, тщательно оберегаемая от профанов, была достоянием только жреческого сословия, и изучать ее могли только жрецы: непосвященный, чтобы получить к ней доступ, вначале должен быть тверд в Законе.

В еврейской Каббале, помимо того, что она и так отнюдь не легка в усвоении, существует множество различных направлений и школ. Нельзя говорить о Каббале как о единой системе: есть только комплекс знаний, состоящий из различных традиций толкования, которые возникли вокруг нее на протяжении пяти тысячелетий.

Древо Жизни

В течение почти всей своей истории Каббала была тайным достоянием исключительно иудеев. Только в двенадцатом веке в Испании с нее был снят покров тайны. Именно там появилась схема, известная как Древо Жизни и связывающая ортодоксально-иудейскую традицию Каббалы с традицией западной. На схеме Древа Жизни построена почти вся западная каббалистика, в то время как в еврейской каббалистике ей отводится гораздо более скромное место.

Впервые эта схема появилась в книге «Portae Lucis», изданной в 1516 году. Книга представляет собою латинский перевод каббалистического труда «Шаарей Ора» («Врата Света»), написанного примерно в 1290 году рабби Иосифом Гикатиллой (1248—1323). XIII век был отмечен особым всплеском мессианских чаяний среди иудеев; пророчествами близкого пришествия Мессии было полно учение Авраама Абулафии, в ту пору одного из виднейших авторитетов по Каббале. До 1516 года сам оригинал «Врат Света» был известен лишь немногим и только в виде рукописи. Именно латинское издание «Portae Lucis» отмечено выразительной деталью: на титульном листе изображен человек, в руках которого — дерево с десятью сефирот.

Публикация этой книги и отмечает рождение новой Каббалы. К изданию 1516 года вполне применим термин «христианская Каббала». Знаменательно, что в версии оригинала, т. е. на иврите, сочинение Гикатиллы было издано только в 1559 году — через год после первой публикации книги «Зогар» («Сияние», или «Блеск»), которая вместе с книгой «Сефер Йецира» составляет классику иудейской Каббалы. Колоссальный по объему (около двух тысяч страниц) «Зогар» вызвал революционные перемены в иудейской Каббале, но его влияние едва коснулось Каббалы западной. А вот малоизвестная ныне книга «Portae Lucis» оказала значительное влияние на духовную жизнь Запада, — влияние, имевшее два аспекта.
Папа Римский Лев X
Во-первых, вскоре после выхода в свет латинского издания «Врат Света» несколько фанатиков-доминиканцев обратились к Папе Льву X, настаивая на необходимости конфисковать и предать огню вообще все еврейские книги как источник всяческих ересей и соблазнов. Но уже в 1517 году христианский мистик Иоганн Рейхлин (1455—1522) в своем классическом труде «De Arte Cabalistica»(«Об искусстве Каббалы») использовал цитаты из книги Гикатиллы, чтобы убедить Папу, которому посвящалась работа, в ценности иудейского учения, — и книги евреев были спасены.

Рейхлин был убежден, что Каббала — учение вполне христианское. Он утверждал, что в эпоху патриархов, еще до Моисея, Имя Бога можно было записать тремя буквами (Йод-Хе-Вау), составлявшими так называемый Триграмматон. Позже Моисею было впервые открыто Имя Бога уже из четырех букв, или Тетраграмматон — (Йод-Хе-Вау-Хе), — о чем упоминается в самой Библии (Исх. 3: 15). Наконец, с пришествием Христа Тетраграмматон преобразился в Пентаграмматон (Йод-Хе-Шин-Вау-Хе), когда к нему прибавилась буква (Шин). Пентаграмматон, кстати, — это еврейское имя «Иисус» (Иешуа). На этом имени и была основана христианская Каббала.

Кроме того, Рейхлин показал, что в религиозной практике каббалистов было больше любви к Богу, чем традиционного для евреев «страха Божьего». В этом смысле, считал Рейхлин, каббалисты неотличимы от христиан. Рейхлин старался убедить Папу в том, что под упоминаемым в Каббале Мессией подразумевался Иисус. На самом же деле каббалисты не верили, что Мессия уже появился, — в отличие от христиан, признавших Мессией Иисуса.

Во-вторых, книга «Portae Lucis» оказала мощное влияние на самые различные оккультные группы по всей Европе. И это влияние не ослабевает по сегодняшний день. (Читать продолжение…)

На заметку »

Твой профиль строительство? Тогда загляни по ссылке наших партнеров. Аренда спецтехники, металлоконструкции, а также многое другое у них на сайте. Загляни.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!