Фавн. Бог-покровитель леса

favnФавн – дух или божество, которого можно встретить как в легендах Италии, так и Древней Греции. В Италию он пробрался с теми же особенностями характера и культа, вследствие чего граница между  греческим Паном и итальянским Фавном стерлась.

Греческий Фавн, которого именовали Паном, представлялся косматым и козлоногим. Его имя – будто распространялось на все сущее. От него же – pan – произошло слово «паника», «панический страх». Рога, которые Пан носил, означали агрессивную силу, солнечные лучи, а ноги, заросшие густой шерстью – землю, жизненность основных сил. Звуки музыки, извлекаемы Паном из его свирели, приманивали лесных нимф как магнитом. Девы заводили веселые хороводы, а развеселившийся козлоногий Пан с удовольствием к ним присоединялся.

Бог Фавн (Пан) – веселый спутник Диониса. Имя его означает — «хороший», «милостивый». По легендам, Фавн обладает пророческим даром.  Человек, который хотел получить ответ от Фавна, должен был без страха на шкуре жертвенной овцы провести ночь в священной роще. Мифология дает представления как об одном Фавне, так и о его множественности. Но древняя римская религия говорит только об одном фавне, который произносил свою волю странным шелестом кроны деревьев. По преданиям людей, слышавших Фавна, он говорил их глубин лесного мрака, давал советы и разговаривал с тем, кто шел ночью к священным рощам. Мог он и пошутить над путником, заплутавшем в глубоком лесу, а мог и напугать, если кто-то его покой потревожил.

Бог Фавн бдительно оберегал пастушьи стада от хищников, был хранителем лесов и рощ. Пастухи почитали его под именем Луперка – защитника от волков. Был создан целый культ этого бога. Ему приносили в жертву коз и козлов.

Культ Фавна

Так, Рим 15 февраля гулял на священных луперкалиях, учрежденных, по легендам, еще основателями Рима. Святилище Фавна со звучным названием Луперкал стояла у грота на Палатинском холме, где и нашел некогда пастух Ромула и Рема.

С началом празднования луперкалий бог Фавн принимал в жертву коз и козлов. Возле сооруженного алтаря находились два юноши, ко лбам которых жрецы (луперки) прикасались жертвенным ножом, обагренным кровью, и тут же стирали эти следы козьей шерстью, намоченной молоком. Юношам при этом полагалось смеяться.

После завершения обряда жертвоприношения и веселого пиршества жрецы вырезали из шкур жертвенных козлов набедренные повязки и ремни, называемые фебруа, и выбегали из святилища. Мчались они вокруг Палатинского холма, стегая всех встречных ремнями. Считалось, что это искупительный обряд. Поэтому римляне охотно подставлялись под удары очистительных ремней, которые сняли бы с них всю скопившуюся за год скверну.

Надо отметить, что женщины также выходили, чтобы подставиться под удар бегущим луперкам. Они верили, что такое благословение принесет и сохранит мир в их семье, супружеское счастье и поспособствует в увеличении семейства. Словом, 15 февраля проходило у римлян в очень веселом ритме.

Почитая и любя доброго Фавна, праздновали римские земледельцы и пастухи еще и фавналии.

Этот знак почтения бог Фавн получал 5 декабря. В жертву богу опять же несли вино, молоко и козлов. А в последующем пиру символически принимал участие и сам веселый Фавн. Этот день становился праздником для рабов, которым было позволено веселиться на перекрестках дорог и лугах. А скот в день Фавна бродил по пастбищам без пастухов.

Близко к Фавну был Сильван – тоже бог-покровитель леса. Как и бог Фавн, он берег стада, любил звуки простой пастушеской свирели. Однако к праздникам, посвященным богу Сильвану, допускались только мужчины. Женщинам туда ход был строжайше запрещен.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!