Феномен сетевой экономики

Общей предпосылкой глобализации региона является уровень использования коммуникационных и компьютерных технологий, которые дают возможность расширять обмен информацией и идеями между различными регионами и странами, увеличивать знания потребителей о иностранных товарах. Благодаря глобальным коммуникационным сетям создается возможность координировать общие цели и производство в мировом масштабе так, что компании производят в разных частях мира один и тот же конечный продукт.

Эти признаки информационной экономики можно представить в виде цепной реакции:

Высокий уровень развития технологий — расширение и углубление ассортимента товаров и услуг (продуктов) — перенасыщенность рынка мало отличительными по своим потребительским атрибутам товарами — перенасыщенность информационного пространства данным о товарах и их производителях — расширение возможностей выбора и одновременно усложнение процесса выбора для потребителей — более взвешенные решения относительно размера и структуры коммуникационных расходов предприятий — повышение значения оперативности получения необходимой информации и скорости принятия обоснованных маркетинговых решений — рост актуальности, эффективности, а следовательно, и популярности предложения клиентам индивидуальных продуктов — привлечение потребителей к производству продукта как партнеров.

Новым явлением рыночной конкуренции является также сетевая экономика, которая является предметом исследований специалистов многих стран. Основное ее преимущество — распределение рисков и наличие условий для необходимой гибкости в отношении адаптации к рыночной конъюнктуре.

Нет только производителей, конкурентов, поставщиков и клиентов, нет для каждого участника процесса потребления и производства четко определенных ролей. Каждый теперь может выступать в нескольких ипостасях: поставщики одновременно могут быть клиентами, конкуренты – партнерами, клиенты — консультантами и т.п. Таковы последствия «незаметной революции», охватившей весь мир. Традиционные границы отраслей стираются, привычные роли и игроки меняются, и по сей день надежные принципы ведения конкурентной борьбы становятся ненужными. Это побуждает конкурентов сотрудничать между собой, обмениваясь информацией и опытом на паритетных началах, скажем, на принципах бенчмаркинга. Стимулировать инновации не только в своих организациях, но и в масштабах всей креативной сети, частью которой она является, создание бизнес-моделей, которые избираются и поддерживаются потребителем.

Борьба переносится как в те плоскости, которые ранее практиковались как внеконкурентные, индифферентные к логике конкурентной деятельности, так и в новые, информационные пространственные измерения.

Конечно, далеко не все еще должным образом изучено относительно современных трансформаций конкурентной среды. Остаются достаточно не исследованы такие основополагающие факторы конкуренции, как уровень затрат и доходности монополистических структур на отраслевых, межотраслевых и региональных рынках, регулирование рентных доходов естественных монополий. Большие отклонения и дифференциация доходности различных видов экономической деятельности свидетельствует о неустроенности ценовой, структурной, налоговой, конкурентной политики и т.д.

Метки: