Hейрологические техники. Остановка мысли.

Я думаю, что этот класс техник представляет собой пример нейрологического подхода к терапии. То, что мы обычно называем «разумом», здесь рассматривается просто как деятельность центральной нервной системы. Все образы, слова, звуки, чувства, составляющие субъективный опыт — не более, чем доступные нашему восприятию проявления процессов в нервной системе.

Большинство терапевтических методов (включая и значительную часть НЛП), работает на уровне когнитивного восприятия, манипулируя этими образами, словами и ощущениями. Нейрологические методы изменяют программы мозга, «запутывая» нервную систему так, что субъект не может связать применяемый способ с тем субъективным феноменом, который он хочет изменить.

Некоторые методы, как, например, Пятиминутное лечение фобии, используют движения глаз субъекта в сочетании с прикосновениями к его лицу. Полтора года назад (статья написана в 1994 г.), на мастерском тренинге в NLP Comprehensive, в Колорадо, я научился аналогичной технике, придуманной школьным психологом Ларри Сандерсом (Larry Sanders) и предназначенной для устранения навязчивых неприятных мыслей.

Если вы хотите испробовать это на себе, вам определенно потребуется партнер, который должен помочь вам пройти через технику в первый раз. Все необходимо проделывать очень резко, что (по крайней мере у меня) вызывает небольшой дискомфорт. Больше всего это похоже на то, как если бы вы сидели, полностью погрузившись в размышления или переживания, и тут кто-то неожиданно прерывает вас глупым вопросом. Когда кто-нибудь проведет вас через данную технику, вы будете точно так же сбиты с толку.

Итак, пусть субъект определит, какая мысль или образ заставляет его чувствовать себя плохо. Затем вы даете ему следующие инструкции:

«Встаньте прямо. Правую (или, для людей с обращенными глазными сигналами, левую) руку вытяните вперед, перпендикулярно туловищу, наподобие створки люка в полу, который открывается вниз, в черный провал.»

(Сами вы встаете напротив субъекта и держите свою полусогнутую руку со сжатыми в кулак пальцами на уровне его глаз на расстоянии примерно полуметра.)

«Теперь» ,- говорите вы субъекту ,- «подумайте о том, что заставляет вас чувствовать себя плохо. Сделайте глубокий вдох, а затем с силой выдохните, «выдувая» все плохие чувства вниз, в черный провал. Одновременно с этим резко бросьте руку вниз, СИЛЬНО ударив ей по передней части бедра. Сразу же после этого проследите глазами, как я поднимаю свой кулак вверх и вправо (вид из глаз субъекта). Как только ваш взгляд поднимется, я разожму пальцы. По этому сигналу вы делаете глубокий вдох, а затем снова выдыхаете, на этот раз вперед, в направлении горизонта.»

Все должно быть проделано очень быстро, так, что едва вы войдете в одно состояние, вас немедленно выталкивают в следующее. Важно также, чтобы шлепок по бедру был достаточно сильным. Процесс повторяют 4-5 раз, пока субъект уже не сможет снова получить от той мысли плохие чувства.

Таким способом вы перенастраиваете нервную систему, разрывая причинную связь между определенной мыслью (чем-то, что вы говорите себе или образом, который всплывает в сознании) и тем чувством, которое он вызывает.

Когда я учился этому методу на тренинге (Ларри Сандерс был там ассистентом, позднее Чарльз Фолкнер показал мне более сложный вариант), то, проходя через него первые несколько раз я не выбирал для себя действительно крупные проблемы. Метод срабатывал вполне эффективно.

Мой партнер по упражнению, когда настала его очередь, подумал и сказал: «Ну, может быть, мне не стоило брать вот это, это на самом-то деле серьезная проблема.» Я в ответ пожал плечами и провел его через технику. Мы повторили процедуру четыре раза и он заявил, что эффект поразителен. В конце тренинга он сказал мне: «Слушай, я тебе по-настоящему благодарен. Эта штука беспокоила меня кучу времени». (Несколько дней спустя я говорил с ним, и он сообщил, что все по-прежнему превосходно).

Разумеется, это анекдотическое свидетельство. Насколько я знаю, каких-либо статистических исследований по этому вопросу нет. Однако я могу сказать, что с тех пор я несколько раз использовал эту технику на себе и она работала стабильно и эффективно, даже хотя я все еще не умею проделывать ее так быстро, как требуется.

Обучение этому процессу помогло мне понять, насколько же часто я сам себе говорю вещи, которые заставляют меня чувствовать себя по-настоящему плохо. Раньше, читая книги по когнитивной терапии, я просто не осознавал этого. Когда терапевты спрашивали о моем «внутреннем диалоге», я думал о вещах, которые я действительно говорю себе. Например, сделав ошибку, я говорил себе: «Вот это было действительно глупо». Однако эти мысли не вызывали у меня сильных отрицательных чувств.

Теперь я распознаю другие мысли, на более глубоком уровне сознания. Я не называю их «внутренним диалогом», потому что в действительности я не проговариваю их внутри себя. Это просто убеждения, которые существуют в моем разуме. Это мысли вроде «Я никогда не получу того-то», «Я плохо делаю то-то», или «Вежливостью ничего не добиться», или «Моя жизнь не удалась».

После тренинга я начал понимать, сколько же времени я проводил, чувствуя себя плохо — несмотря на то, что я никогда не считал, что у меня бывает депрессия! Теперь я научился замечать это «плохое состояние» сразу же, как только такое происходит. В большинстве случаев я останавливаюсь, определяю мысль, вызвавшую отрицательное чувство и тут же нейтрализую ее. (Трудновато, конечно, проделывать это в присутствии других людей. Они обычно смотрят на вас как-то странно, если вы вдруг резко выдыхаете вниз, потом смотрите на небо и выдыхаете еще раз 🙂 Впрочем, теперь мне уже не нужно проделывать это так явно)

И вот что самое интересное: когда я научился не иметь отрицательных чувств по поводу какой-то мысли, эта самая мысль исчезла сама! Плохие чувства, оказывается, служили подкреплением для этой мысли! Это определенно противоречит наивному представлению о подкреплении, как о чем-то приятном и желанном.

И когда я подумал об этом, я понял, что существует масса парадоксальных ситуаций, когда подкреплением служит то, что в действительности человеку не нравится. Например, то, что ребенка шлепают, а ученика выставляют за дверь, может служить подкреплением для определенного поведения.

И здесь я обращаю внимание на то, как самые важные вопросы в клинической психологии остаются неизученными, потому что проваливаются в пропасть между клинической и научной психологией. Клиницисты слишком заняты тщательным изучением различных методик чтобы заниматься фундаментальными вопросами: Что заставляет людей чувствовать себя плохо по поводу определенных вещей? Почему разум многих людей постоянно возвращается к неприятным воспоминаниям, ведь казалось бы, бихевиористская психология показывает, что это как раз те воспоминания, от которых разум будет держаться подальше? Ученые же не занимаются подобного рода вопросами, так как свысока относятся к «клинике»

Поделись статьей с друзьями!