Игра тетрис. История создания

Графика этой игры проста, как и ее правила: нужно вращать быстро падающие кусочки головоломки на экране компьютера, чтобы выстроить с их помощью сплошные линии, которые потом исчезают. И так до бесконечности.

«Тетрис» очень популярная и захватывающая игра, покорившая мир еще в 1980-х и 1990-х, продолжая привлекать и очаровывать игроков даже сегодня. В отличие от большинства продуктов, разработанных в годы раннего бума создания видеоигр, «Тетрис» был ничем не примечателен: ни красивой графики, ни запоминающихся персонажей, ни интересного сюжета.

И хотя сама игра была простой, историю о том, как она смогла ворваться в игровую индустрию и завоевать сердца множества людей во всём мире, такой не назовешь. В этой истории полно сделок, соперничества и напряженных переговоров между западным и советским руководством в течение последних десяти лет холодной войны, когда отношения между СССР и странами Запада были совсем не дружеские.

В новом документальном графическом романе под названием «Тетрис: Игры, в которые играют люди» (2016), писатель и иллюстратор Бокс Браун раскрывает уникальные исторические обстоятельства в мировой политике и зарождающейся игровой индустрии, которые сделали историю «Тетриса» настолько удивительной.

«Тетрис» — «тетра» плюс «теннис»

Алексей Пажитнов

Алексей Пажитнов

А началось все с любителя головоломок программного инженера по имени Алексей Пажитнов, который создал «Тетрис» в 1984 году, работая в Вычислительном центре им. А. А. Дородницына академии наук СССР.

Пажитнов не собирался зарабатывать деньги на своем изобретении, он разработал игру «ради забавы». Его вдохновила игра-головоломка под названием «пентомино», где различные деревянные фигуры, состоящие из пяти одинаковых квадратов, складываются в прямоугольник или другие формы. Браун писал, что Пажитнов представлял свою игру как падающие сверху в стакан фигуры, пока игроки, управляя этими фигурами, ставили их на место. Пажитнов изменил количество квадратов в фигуре до четырех и начал создавать игру в свободное время, назвав ее «Тетрис». Название состояло из латинского слова «тетра» — числового префикса «четыре» — потому что каждая фигура в головоломке состояла из четырех квадратов, и слова «теннис» — любимой игры Пажитнова.

Когда Пажитнов поделился игрой со своими сослуживцами, они начали в нее играть и не могли остановиться. Эти первые игроки копировали и раздавали «Тетрис» на дискетах, и игра быстро разнеслась по всей Москве. Когда Пажитнов отправил копию игры коллеге в Венгрии, ее показали на выставке программного обеспечения в венгерском Технологическом институте, где на нее обратил внимание Роберт Стейн, владелец компании «Андромеда Софтвер» («Andromeda Software»), который приехал на выставку из Великобритании.

«Тетрис» заинтриговал Стейна. Он разыскал Пажитнова в Москве, но в конечном счете судьба игры оказалась в руках нового Советского агентства «ЭлектронОргтехника» («ЭЛОРГ»). Как сообщал «Нью-Йорк Таймс» в 1988 году, «ЭЛОРГ» выдала Стейну лицензию на игру и затем он продал лицензии дистрибьюторам в США и Великобритании — компаниям «Спектрум холобайт» («Spectrum HoloByte») и «Мирорсофт». По данным «Таймс», «Тетрис» был первой советской игрой, которая продавалась в Америке.

Игровые системы

Хэнк Роджерс

Хэнк Роджерс

Соглашение Стейна с «ЭЛОРГ» касалось прав на «Тетрис» только для персональных компьютеров и не распространялось на игровые автоматы или портативные устройства. Но Стейн говорил британским дистрибьюторам «Мирорсофт», что эти права уже почти у него в руках, и «Мирорсофт» приступила к подписанию лицензионных сделок для игровых автоматов и домашних игровых консолей с компаниями «Атари» и «Сега» в Японии.

Хенк Роджерс — глава компании «Булетпруф Софтвер» («BulletProof Software»), также хотел выступать посредником в сделках, что касались «Тетриса» в Японии, и приобрел права на распространение «Тетриса» на компьютерах и приставках «Нинтендо» через американского дистрибьютора «Спектрум холобайт».

Однако, законный владелец «Тетриса» Советское агентство «ЭЛОРГ», ничего не знало об этих сделках. Единственным контрактом, которое подписало агентство, была сделка со Стейном дающая права для распространения игры на компьютерах, и больше ничего.

Все раскрылось, когда Роджерс, встречаясь с руководителями «ЭЛОРГ» в Москве по вопросу предоставления лицензии на «Тетрис» для портативных устройств («Нинтендо» как раз только выпустили портативную приставку «Гейм бой»), показал им картридж с «Тетрисом» для «Нинтендо». Советы были возмущены, но Роджерс убедил их, что предоставление «Нинтендо» лицензии для портативных и консольных устройств весьма выгодная сделка.

«ЭЛОРГ» разрешила Роджерсу оставить уже выданную «Нинтендо» лицензию, на фоне гневных протестов со стороны «Атари», потому что это представляло угрозу для их собственной версии «Тетриса». Последовала длительная судебная тяжба между двумя соперничающими игровыми компаниями, которая в конечном счете была решена в пользу «Нинтендо».

Из любви к головоломкам

Все эти сделки приносили много денег, но до создателя игры Пажитнова они не доходили. Это не помешало Пажитнову и Роджерсу стать друзьями, и с помощью Роджерса, Пажитнов эмигрировал в Америку в 1991 году и посвятил себя созданию игр, сначала для собственной игровой компании, а позже для «Майкрософт». А в 1996 году, когда «ЭЛОРГ» стала распадаться, Роджерс вернулся в Москву для проведения заключительного этапа переговоров касательно «Тетриса» — чтобы вернуть право собственности на игру человеку, который ее изобрел.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!