Карл Густав Юнг. Астропортрет. Часть 4

Башня ЮнгаЭто четвертая, заключительная часть статьи, которая рассказывает о личности Карла Густава Юнга на основе анализа его натальной карты. Начало здесь. Вторая часть здесь. Третья часть здесь.

Башня в Боллигене — чрезвычайно символичная часть жизни великого исследователя человеческих душ. К сожалению, я не имею возможности описывать все нюансы астрологического символизма, воплощённые в этом творении. Мне остаётся лишь отослать читателя к автобиографии Юнга и рекомендовать самостоятельно изучить главу, посвящённую истории создания дома, а заодно подметить, как тонко сплелись в этом образе стремление к одиночеству (Сатурн, XII дом), к истокам собственного бытия (I дом), к бессознательному, тайне (XII дом) и смыслу жизни (Юпитер, IX дом), и как все эти принципы переплетены в гороскопе, где бог (IX дом) и бессознательное (XII дом), объединены Юпитером, где бытие (I дом) и небытие (XII дом) воплощены Сатурном, как связаны все эти силы с IV домом гороскопа, символизирующем жилище. Ещё один важный символ в жизни Юнга — божество из культа Митры, Эон (Аион, Айон, греч Αιών), который ассоциировался с иранским богом времени Зурваном. Первоначально это божество из древнегреческой мифологии, символизирующее длительность времени (иногда имя переводится как вечность) и упоминающееся в орфическом гимне к Мусею. По мнению некоторых исследователей Эон отождествлялся с фаллосом Кроноса. Образ встречается у Гераклита, который называет его «играющим ребёнком на престоле». В Мюнхенской Глиптотеке хранится мозаика, датируемая III веком от Р. Х., изображающая Эона в образе юноши, окружённого зодиакальным кругом, и находящегося в обществе богини Теллус (аналог греческой Геи) и персонификации четырёх времён года.

В эпоху Римской империи складывается иконография Эона, закрепившаяся и в культе Митры: мощный старец с головой льва, вокруг тела которого обвивается змей.

Существуют различные трактовки символов этого образа. Согласно одной из них царственная, львиная голова символизировала всепожирающее время, превосходящее любые другие силы. Тело Эона украшали знаки зодиака, а обвивающийся вокруг змей символизировал эклиптику, путь солнца, движущегося циклически (кольца спирали) сквозь время (вертикальная протяжённость спирали). В своих зубах змей держит ключ от царства времени, ключ к таинству существования. Посредством меча время разделено на время вечное, которым правят боги, и время конечное, в котором живут люди. Две пары крыльев символизируют полёт времени над миром четырёх стихий, а восемь звёзд символизируют восемь небесных сфер, удерживаемых временем.

Этот образ в связи с гороскопом Юнга интересен тем, что представляет собой персонификацию времени (Сатурн, Козерог) выраженную в солярных образах. Невозможно не обратить внимание, что это как нельзя лучше соответствует символизму третьего декана Козерога, управляемого Солнцем. Похожую ситуацию можно наблюдать в жизни Кроули, для которого важным образом был Зверь, то есть персонификация Солнца, выраженная через пугающий образ (асцендент Кроули в первом декане Льва, управляемом Сатурном). Это даёт основание предположить, что древние астрологи были правы, полагая, что ключи к гению человека следует искать в восходящем знаке, а не в знаке Солнца .

1913 год стал своего рода рубежом в судьбе Юнга, важным водоразделом. Именно в это время психиатром были пережиты все те сны и видения, которые положили начало тяжёлому периоду в жизни учёного, когда бессознательное содержание почти полностью захватило Юнга. Это был решающий и тяжелейший период трансформации, а осмысленный позднее опыт этого времени и стал основой основ аналитической психологии. Индивидуация, анима, самость — всё это зародилось в тот период жизни Юнга, который описан в центральной главе «Воспоминаний, сновидений, размышлений», в главе «Знакомство с бессознательным» («Встреча с бессознательным»).

Посмотрим, что же произошло в прогрессиях, так круто перевернувшее жизнь Юнга на несколько лет и не прошедшее бесследно до самого конца. Согласно воспоминаниям Юнга, период «Красной книги», она же «Leber Novus», открывается сновидением в канун Рождества 1912 года, однако нарастающее беспокойство реализовалось осенью 1913 года в виде чудовищных сновидений, а также в виде важных сновидений первой половины декабря, подтолкнувших Юнга к экспериментам, в результате которых произошла встреча с Ильёй, Саломеей и Филемоном.

В середине 1913 года Юнгу исполнилось 38 лет. Принимая год жизни за день после рождения, найдём вид прогрессивного гороскопа для Цюриха на время, отстоящее от момента рождения на 38 дней и 10 часов, что будет соответствовать ситуации на начало декабря 1913 года. Мы должны обратить внимание на аспекты высокой точности, особенно сходящиеся, поскольку именно они будут формировать характер грядущего. Из гороскопа видно, что на этот момент действовали три напряжённых аспекта, реализующих очень опасную «формулу» IX ~ XII: — Плутон пр. (IX) ~ Юпитер (XII), расходящийся квиконс, орб — 10′; — Меркурий пр. (IX) ~ куспид XII, расходящаяся квадратура, орб — 15′; — Меркурий пр. (IX) ~ Марс XII, сходящаяся квадратура, орб — 26′.

Это очень страшный период в жизни, поскольку такое взаимодействие сковывает волю человека и его инициативу, порождает несвободу и изоляцию. В такой период возможны неприятности с законом, и даже тюремное заключение. К счастью для Юнга сам гороскоп не содержит указаний на заключение (правило: не может быть того, на что нет указаний в гороскопе), однако период изоляции Юнг получил. Ему пришлось сильно ограничить свою деятельность, сузить жизненное пространство. Взаимодействие IX и XII домов, домов Бога и Тайного мира, порождают также период тяжёлых духовных и нравственных исканий, пророческие сны и т.п. (у заключённых это период глубокого кризиса, «ломки», тоски по свободе IX дома). Присутствие в этих аспектах Меркурия может указывать на то, что эта тяжёлая ситуация несёт одновременно функцию психопомпа, проводника. Аспект прогрессивного Плутона с Юпитером может быть истолкован как зарождение, становление (Плутон = Овен) взглядов и мировоззрения (Юпитер).

Негативное действие Меркурия зародилось где-то в середине 1912 года, достигло апогея в середине 1914 года (квадратура прогрессивного Меркурия с Марсом стала точной) и прекратило своё существование в середине 1915 года, когда квадратура окончательно разошлась. Так же мы должны обратить внимание на два очень точных аспекта Сатурна и положение прогрессивного Марса, которые несли Юнгу в это время поддержку: — Сатурн пр. (I, XII) + куспид XII, сходящийся секстиль, орб — 42,5′; — Сатурн пр. (I, XII) + Марс XII (IX, XI), сходящийся секстиль, орб — 1,5′; — Марс пр. XII (IX, XI) — прогрессивный Марс, элемент XI дома (в натале) в XII доме.

В этих аспектах гармоничное взаимодействие элементов XII дома, элементов I дома с XII и XI с XII создают период творческого вдохновения и раскрытия тайн, время понимания того, что доселе было темным, скрытым, время, когда завеса приоткрывается и невидимое проявляется. Участие в этих аспектах Марса, безусловно, говорит о физической выносливости, которая стала подспорьем в тяжёлый для нервов Юнга отрезок жизни, а Сатурн указывает на то здравомыслие, дисциплину и рассудочность, которые уберегли психиатра от провала в бездну.

Какими бы мрачными красками не описывал Юнг 1914 и ближайшие годы, в конце концов он скажет:

Годы, когда я следовал своим внутренним образам, я считаю самыми важными в моей жизни. Они определили её смысл, её основу, а последующие частности — это только дополнения и уточнения. Вся моя дальнейшая деятельность была посвящена последовательной разработке того, что в те годы прорвалось из бессознательного. Это стало первоосновой моей работы и моей жизни. — К. Г. Юнг. «Воспоминания, сновидения, размышления», «Знакомство с бессознательным».

Вот таким предстаёт в глазах астролога Карл Густав Юнг: глубокомысленным и основательным учёным, не желающим мириться с ограничениями своего времени и склонным к радикальным идеям человеком, богословом, философом и мистиком тонко чувствующим мир человеческих душ.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!