Квадрат как символ

квадрат символКвадрат — универсальная равносторонняя геометрическая фигура, символ равновесия и пропорциональности, стабильности и постоянства, защиты и ограничения. Четыре стороны и четыре прямых угла сделали его также символом числа «4», аллегорией четырех стихий и четырех сторон света. В Индии, Китае, Монголии и других странах Востока квадрат символ Земли и материального мира вообще, в противоположность кругу, воплотившему в себе божественную небесную у духовную сферу.

В мифологии монгольских народов земной квадрат покоится на спине гигантской водяной черепахи, причем углы его соответствуют четырем сторонам света. Мандала, один из главных сакральных символов в буддистской мифологии, представляет собой К., обозначающий Землю, вписанный в космический круг Вселенной. Точки контакта между материальным и духовным уровнями (мирами) отображены на мандале в виде Т-образных ворот, раскрывающихся вовне из центра каждой стороны земного квадрата.

У древних индусов моделью Земли была квадратная шахматная доска, разделенная на 64 квадратных поля. Количество клеток — полей на шахматной доске, получено из совершенного числа «8», взятого в квадрате, т.е. умноженного на самое себя, или, иначе говоря, возведенного во вторую степень.

Символом ограничения и защиты выступает в иранской мифологии Вара— квадратная обитель праведников, сооруженная первопредком Йимой в стране Арьяна Вэджа. Высокие и прочные стены Вары защитили людей и животных от страшных волн Всемирного потопа. Здесь снова квадрат символ постоянства покоя и стабильности.

В христианской иконографии нимб квадратной формы изображался над головой живого, т.е. современного иконописцу, пророка, угодника, папы или императора. Квадратный нимб — знак присутствия святого на земле в материальной оболочке тела, тогда как круглый нимб свидетельствовал о том, что его обладатель расстался с бренной плотью и перенесся в иные, духовные небесные сферы.

Гармония земли и неба, запечатленная в сочетании квадрата и круга, нашла отражение в средневековой архитектуре. В европейских храмах романского стиля круглый купол опирался на квадратное основание, знаменуя тем самым совершенство союза неба и земли. Аналогичная композиция характерна и для многих средневековых храмов Востока. Здесь квадрат символ земли, а круг символ неба.

В античной математике стремление к достижению подобного совершенства собственными средствами породило знаменитую квадратуру круга, ставшую символом неразрешимой задачи. Авторство этой задачи принадлежит Гиппократу из Хиоса (V в. до н.э.).

Квадратура круга предполагала построение квадрата, равного по площади данному кругу, с помощью простейших инструментов — линейки и циркуля.

Над построением квадратуры круга тщетно бились ученейшие мужи древности и Средневековья; от чудовищного перенапряжения голова у них частенько шла квадратными кругами, а некоторые даже окончательно сошли с ума. Предел всем этим адовым мучениям положил лишь математик Ф. Л индеманн, в 1882 году научно обосновавший невозможность решения каверзной античной головоломки.

В оккультизме особое мистическое значение приобрели так называемые магические квадраты, составленные из чисел таким образом, что сумма, независимо оттого, складывают ли их по вертикали, по горизонтали или по диагонали, всегда будет равна одному и тому же числу.

Вот пример трехстороннего магического квадрата: с магически числом «15», так как 8+3+4=1+5+9=6+7+2=8+1+6=3+5+7=4+2+9=8+2+5=15.

простейший магический квадрат

Простейший магический квадрат 3х3. Сумма всех рядов чисел по горизонтали, вертикали и диагонали равна 15

Построениями магических квадратов увлекались великие умы прошлого: астролог Варахамихира (IV в. н.э.), алхимики Нагарджуна (I в. н.э.) и Агриппа (XVI в.), математики Нового времени — Ферма, Ла Ир, Эйлер и многие другие. Их стараниями был открыт квадрат с еще более удивительными свойствами. Такой квадрат, остававшийся магическим даже в том случае, если его элементы меняли местами, оккультисты прозвали «сатанинским».

Средневековые последователи пифагорейцев, усматривавшие в магических квадратах воплощение универсальных законов мироздания, использовали их в качестве амулетов и талисманов, а практичные мистики более поздних времен с помощью магических квадратов пытались получить ключевую комбинацию цифр для выигрыша в предстоящем розыгрыше лотереи.

В алхимии квадрат, увенчанный крестом, был одной из эмблем вожделенного философского камня.

черный суперматический квадрат Малевича

Черный суперматический квадрат Малевича в строгом геометрическом смысле не является квадратом. Это четырехугольник.

В искусстве самым известным квадратом является «Черный квадрат» Казимира Малевича. У Малевича черный квадрат символ новой эпохи, хотя о значении этой картины спорят до сих пор.

В военном деле боевое построение войск в виде квадрата применялось уже в глубокой древности. Символикой, пережившей века, овеяны два подразделения римской пехоты — манипула и когорта.

Классическая схема построения наступающего римского легиона эпохи Пунических войн (III в. до н.э.) предусматривала три боевые линии по 10 квадратов — манипул в каждой. Манипула, низшая тактическая единица легиона, насчитывала 10 шеренг из 8—12 легионеров и делилась на две центурии. Мобильная манипула — образец маневренности, поскольку разделенным на манипулы легионом было очень удобно управлять («манипулировать»). Три манипулы, расположенные на одной линии, при необходимости быстро соединялись в единую грозную колонну — когорту, ставшую впоследствии символом сплоченной группы соратников.

На полях сражений эпохи Средневековья и Нового времени наиболее эффективным средством защиты от нападения кавалерии по праву считалось пехотное каре. Под французским словом «каре» («квадрат») подразумевался боевой порядок пехоты в форме квадрата, каждую сторону которого составлял развернутый вовне строй или колонна. Каре, способное отражать атаки конницы, даже направленные одновременно со всех сторон, использовалось во многих армиях мира вплоть до конца XIX столетия. Верой и правдой послужило каре и славе русского оружия: гениальный полководец XVIII века П.А. Румянцев с успехом применял в бою дивизионные и полковые каре, а великий А. В. Суворов — более мелкие и маневренные батальонные и ротные каре.

Квадрат в качестве знака различия на униформе Красной армии

В военной эмблематике квадрат явился знаком отличия среднего командного состава Красной Армии в 1919— 1942 годах. В соответствии с приказом РВСР№ 116 от 16 января 1919 года квадратные нашивки из красной ткани с черной окантовкой помещались выше обшлага шинели, кителя, френча или гимнастерки под красной пятиконечной звездой. Первоначально один квадрат указывал на командира взвода, два квадрата — на командира роты, три квадрата — на командира батальона, четыре квадрата — на командира полка.

С 1924 года средний командный состав Красной Армии начал носить красные металлические квадраты, называвшиеся в просторечии «кубарями» или «шпалами», на прямоугольных петлицах гимнастерок и ромбических петлицах шинелей. По военной реформе 1943 года в качестве офицерских знаков различия были введены привинчивающиеся к погонам звездочки, а отслужившие свою службу «кубари» — отправлены в отставку.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!