Молот

МолотВ длинном ряду двойственных символов молот занимает одно из главных мест. Молот — олицетворение силы, и эта сила может быть как созидательной, так и разрушительной. В качестве незаменимого орудия молот является созидательным символом производительного труда и творческой энергии, но как сокрушительное оружие он же выступает знаком грубой силы, разрушения и зла.В мифологии грохот тяжелого молота ассоциировался у некоторых народов с громом, а поскольку гром и молния часто сопровождаются проливным дождем, молот рассматривался ими как символ плодородия.

Молот — главный атрибут многих богов ремесла, грозы и войны. В руках греческого бога — мастера Гефеста (римского Вулкана) — молот олицетворял творческий потенциал. Бог-кузнец создал множество замечательных произведений искусства: золотые и серебряные украшения, кубки, чаши и треножники. Для знаменитого героя Ахиллеса, лучшего воина Троянской войны, Гефест выковал горящую пламенем броню, тяжелый шлем с золотым гребнем, поножи из гибкого олова и великолепный непробиваемый щит, украшенный дивными изображениями. На вершине Олимпа Гефест возвел величественные золотые чертоги для богов-олимпийцев, а для себя и своей прекрасной супруги Хариты — изумительный по красоте дворец из золота, серебра и бронзы.

Германо-скандинавский Тор использовал свой тяжелый каменный молот Мьолльнир и как орудие труда, и как грозное оружие. Освобождая для людей жизненное пространство, Тор вырубал молотом широкие долины среди горных цепей; сражаясь с великанами и чудовищами, без промаха метал в них свой сокрушительный Мьолльнир.

У японского бога процветания Дайкоку молот, как орудие, связанное с добычей золота, является символом богатства.

В религии некоторых отсталых народов молот выступает символом зла. Это связано с тем, что кузнецы, чьим главным инструментом является молот, наделенные таинственными знаниями и умениями, ведущие странный обособленный образ жизни, вызывали у наивных соплеменников суеверный страх. В Африке кузнецов считали нечистыми людьми, колдунами, им приписывали сверхъестественные способности, а молот и другие кузнечные инструменты рассматривали как колдовские принадлежности, с помощью которых можно насылать на человека порчу. Поэтому африканцы хотя и очень уважали искусных кузнецов, но боялись их еще больше.

Такое же суеверное почтение и страх вызывали кузнецы у якутов и бурят. Эти народы ставили таинственную силу и власть кузнецов даже выше могущества шаманов. Буряты, делившие кузнецов на белых и черных, очень боялись последних и приписывали им фантастическую способность пожирать души людей.

В Индии и Китае, где разрушительной силе молота придавалось исключительное значение, этот инструмент являлся символическим выражением торжества темных сил.

Однако подобное отношение к кузнецам и орудиям их труда вовсе не было повсеместным. Так, черкесы, почитавшие бога кузнечного дела Тлепша, хотя и наделяли представителей этой профессии сверхъестественными способностями, не приписывали им недобрых намерений. Они, напротив, верили, что кузнецы могут магически исцелять больных и раненых.

Наши далекие предки почитали кузнецов как искусных мастеров и добрых чародеев, что нашло отражение в некоторых легендах. Согласно одной из них, Кузнец, выступивший союзником самого Перуна, помог Громовержцу одолеть мировое чудовище — Змея Волоса. Согласно другой, возникшей уже после крещения Руси, Кузнец отказался ковать черту оружие против Бога, и Бог в благодарность за это пообещал защитить всех кузнецов от нечистой силы и адского пламени.

В христианстве молот выступал как грозное символическое орудие церкви, призванное безжалостно дробить и уничтожать ведьм, колдунов, оборотней и прочую нечисть. «Молотом еретиков» римские папы называли св. Иеронима, Герхарда Гроота, Бернарда из Ко и других рьяных и фанатичных борцов с идеологическими противниками католической церкви. Такое же значение придавали духовному молоту отцы-инквизиторы в заглавиях своих мрачных, скучнейших и невежественнейших трактатов. Так, в 1420 году была опубликована изуверская книга инквизитора Иоанна из Франкфурта «Молот иудеев», полная злобных и яростных нападок на евреев. Однако то были еще цветочки. Верхом средневекового мракобесия явился широко известный трактат немецких монахов-инквизиторов XV века Якова Шпренгера и Генриха Инститориса «Молот ведьм», представлявший собой практическое руководство по борьбе с ведьмами и колдунами.

В голубом масонстве молотку придается исключительно важное значение. Как главный атрибут мастера масонской ложи, молоток символизирует творческий ум руководителя. С помощью этого инструмента масоны обрабатывали дикий камень, придавая ему правильную кубическую форму. В символическом смысле молоток, отсекающий все лишнее и ненужное, упорядочивающий хаос, является показателем высокой степени творческого таланта, совести, нравственности и культуры.

В эмблематике Средневековья изображение молота было востребовано представителями целого ряда ремесленных профессий. Эмблему молота использовали каменщики, каменотесы, строители, архитекторы, кузнецы, сапожники, горняки, рудокопы и шахтеры. В Новое и Новейшее время эту традицию продолжили инженеры, техники, железнодорожники, машиностроители и другие специалисты. Столь широкое употребление эмблемы молота людьми совершенно различных профессий нередко приводило к досадной путанице, поэтому со временем к этой основной эмблеме стали добавлять другие, второстепенные атрибуты, призванные уточнять специальность того или иного работника: разводные и гаечные ключи, колеса, крылья и прочее.

В связи с развитием крупной машинной индустрии эмблема молота со второй половины XIX века стала универсальным символом промышленного пролетариата. Уже в 1864 году эмблему в виде двух скрещенных молотков выбрала для себя ганноверская секция I Интернационала. В России эмблема молота приобрела большую популярность несколько позднее, в период Первой русской революции (1905— 1907), а после победы Октябрьской революции 1917 года эмблема, соединившая в себе серп и молот, как символ союза производительного труда рабочих и крестьян, превратилась в главную эмблему первого в мире социалистического государства.

В военном деле боевые молоты использовались в эпоху Средневековья. Особое пристрастие к клевцам (малым молотам) и пломмеям (большим молотам) питали германские воины. В Европе и на Руси наибольшее применение получила одна из разновидностей боевого молота — чекан, заостренный молот средних размеров, весьма эффективно дробивший рыцарские доспехи.

О том, насколько высокой была репутация боевого молота в Средние века, красноречиво свидетельствует тот факт, что почетное имя молота добавлялось к именам собственным некоторых выдающихся полководцев, наносивших врагу сокрушительнейшие удары. «Отец рыцарства», майордом Карл, удостоился славного имени Мартелл («Молот») зато, что его рыцари, разгромившие в семидневной битве при Пуатье (732) полчища сарацин, избавили Европу от арабского нашествия. Словно тяжелый молот обрушился Карл Мартелл на непобедимого дотоле врага, отбросив его обратно за Пиренеи. «Молотом шотландцев» и «Сокрушителем скоттов» называли современники английского короля Эдуарда I (1239—1307), человека железной силы воли и исключительной жестокости, поработившего свободолюбивых горцев Шотландии.

Мировой истории известны примеры, когда боевые молоты использовались в качестве основного и единственного вида оружия. В 1382 году в Париже вспыхнуло восстание майотенов (молотобойцев). Разоренные страшными бедствиями Столетней войны, задавленные непомерными налогами, парижские ремесленники и мелкие торговцы захватили военный склад и, вооружившись боевыми свинцовыми молотами, принялись громить аббатства и богатые дома, истребляя монахов, ростовщиков и откупщиков без всякой пощады. При этом майотены гордо заявляли, что они добудут своими тяжелыми молотами свободу для всей Франции. Повстанческое движение приобрело такой грандиозный размах, что перепуганные власти сочли за благо отменить введенные накануне дополнительные налоги и объявить всеобщую амнистию.

В геральдике Средневековья эмблема боевого молота была характерна прежде всего для гербов германских государств, Австрии, Бургундии, а также для Богемии, входившей в состав так называемой Священной Римской империи германской нации. В этом нет ничего удивительного, поскольку боевой молот, как уже говорилось выше, — исконно немецкое оружие.

В Новейшее время наступил новый период расцвета средневековой эмблемы. Однако теперь место в гербах занял не боевой, а промышленный молот, изображавшийся черным или серебряным цветом. После Второй мировой войны эмблема золотого молота, символизировавшая пролетариат, была внесена в гербы некоторых социалистических и развивающихся государств. Чтобы подчеркнуть союз рабочего класса с трудовым крестьянством, в гербах СССР и Лаоса молот перекрещивался с серпом, а в гербе Конго — с мотыгой. В гербе ГДР молот, соседствовавший с циркулем, олицетворял союз рабочего класса с научной интеллигенцией. В гербе Новой Зеландии напарником молота оказался разводной ключ, а у Гондураса молот входит в набор кузнечных инструментов.

В гербах русских городов молот служит показателем развитого промышленного производства (скрещенные молотки в гербе Подольска, два молотка среди скрещенных клинков мечей в гербе Тулы).

В родовых гербах российских дворян молот выступает лишь как «говорящая» эмблема, связанная с фамилией (например, два серебряных молотка в гербе Кузнецовых).


Опубликовано при поддержке выбрать-прическу.рф. Если вас интересует то, как вы будете выглядеть с другой прической, не меняя при этом имеющуюся, вам поможет подбор причесок онлайн. На сайте наших партнеров вы сможете выбрать прическу и примерить ее на свое лицо. Очень полезный ресурс. Загляните на досуге.