Мифический народ наги. Люди-змеи

1«От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул и…рухнул, точно поваленный молнией».
Из «Махабхараты»

Наги – это существа индуистской мифологии. О них упоминается в «Махабхарате», «Джатаке» и множестве канонических текстов. Анализируя их, можно отметить особую важность этих существ в мифологии индуизма доарийского периода. Что интересно, позже наги будут входить и в пантеон буддийских божеств.

Наги это наполовину люди, наполовину змеи. Уних змеиное тело и человеческая голова. Иногда встречались наги с несколькими головами. Вместо волос тоже свисали кубла змей.

Для наг характерны были змеиные языки, раздвоенные на концах. Об этом рассказывает легенда о том, как наги стали бессмертными. Они попробовали амриту (так называлась трава в мифологии индуизма, из которой делали напиток бессмертия) и стали бессмертными. Видимо, наги пили не готовый напиток, а слизывали капли из стеблей, чем и поранили свои языки.

Существовали наги разных видов. Чаще всего они обитали в водоемах, другие жили на суше, еще некоторые – в скалах. В дождливые периоды они пребывали в полях, залитых водой, а в сухой им приходилось перебираться на реки и пруды. Когда начинались дожди, люди проводили специальные обряды, чтобы нагам легче было переместиться во внутренние водоемы. Считалось, что подобные церемонии обеспечат людям плодородие на полях.

Народ наги обладал способностью оборачиваться в людей. В мифах встречаются случаи, когда они вступали в любовные отношения с человеком  любого пола. Известно также, что наги могли подолгу жить в образе человека среди людей, иногда они даже заводили с ними семьи. Женщины-наги становились женами смертных правителей или же прославившихся героев.

Они считались чрезвычайно ядовитыми. Одного укуса нага достаточно для смерти. Некоторые предания повествуют, что у них и дыхание способно было убить. Наги умело обладали гипнозом, поэтому контакт с их глазами представлял опасность. Встретившись с ними, пытался отвести взгляд ,чтоб не смотреть нагам в лицо.

Мифические полубожества обладали магической силой, зачастую используя ее против людей и богов. Среди них были известные чародеи, которым подвластно вызывать бури, грозы и молнии, влиять на все стихии земли.

Из мифических текстов мы находим информацию, что среди нагов были и свои цари, наиболее известный из которых змей Шеша, имеющий аж 1000 голов. Еще один великий царь нагов Васуки, служил богам как бечевка при пахтании мирового океана. Пахтанье Молочного океана или Самудра-мантхан (санскр. समुद्र मंथन) — одно из ключевых мифологических событий, описанное в Пуранах и отмечаемое каждые 12 лет в ходе огромного индуистского фестиваля Кумбха-мела. (Подробнее под катом)

На заметку »

Васуки

При помощи Васуки боги совершают пахтанье Молочного океана

Самудра-мантхан

Однажды царь дэвов Индра, катаясь на слоне, встретил мудреца Дурвасу, который подарил ему цветочную гирлянду. Индра принял дар и повесил его на хобот своего слона. Раздражённый сильным ароматом гирлянды, слон бросил её на землю, что крайне разгневало Дурвасу. Мудрец проклял Индру и всех дэвов на то, что с этого момента их должна была покинуть сила и удача.

Вскоре завязалась битва между дэвами и асурами, в которой асуры под предводительством царя Бали одержали верх и взяли под свой контроль всю Вселенную. Дэвы обратились за помощью к Вишну, который посоветовал им решить проблему дипломатическим путём. Дэвы и асуры решили заняться вместе пахтаньем Молочного океана и разделить полученный в результате этого нектар бессмертия. Вишну, однако, заверил дэвов, что предпримет меры для того, чтобы весь нектар попал только в их руки.

В ходе пахтанья (сбалтывания) Молочного океана, гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а змей Васуки — в качестве верёвки. Дэвы держали змея за хвост, а асуры — за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл Вишну в образе своей второй аватары гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине.

Во время пахтанья океана (воды которого превратились сначала в молоко, а потом в масло), из него появился горшок смертельнейшего яда, который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»).

В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ (ратн), которые были поделены между дэвами и асурами: Лакшми, Каустубха, Париджата, Варуни, Дханвантари, Чандра, Камадхену, Калпаврикша, Айравата, Апсары, Уччхайшравас, Шаранга, Шанкха и Амрита. В различных Пуранах, также как и в «Рамаяне» и «Махабхарате», даются разные списки полученных сокровищ.

Наконец, из океана явился Дханвантари с горшком небесного нектара бессмертия амриты. Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания амритой. Дэвы спрятали нектар от асуров в четырёх местах на земле — Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. При этом, в каждом из этих мест капнуло по капле амриты. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине раз в двенадцать лет там проводится фестиваль Кумбха-мела.

В конце концов асуры одержали верх над дэвами и забрали всю амриту себе. Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини — девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска сударшана-чакры. В результате, уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая таким образом солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами.

Очень интересный момент связан с историей возникновения нагов. Дело в том, что в доарийский период в северной части Индии на самом деле жил народ наги. Даже територия, где они обитали, носила название «Нагадвипа», что в переводе означает «страна нагов». Вообще в Индии есть множество топонимов, указывающих на это слово.

Племена нагов имели своим покровителем змею, это был их тотемный знак. Исходя из этого, некоторые исследователи рассматривают гипотезу, что историческая правда стала фундаментом для возникновения цикла мифов о змеиподобных людях – нагах.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!