О синхроничности. Часть 3

Это заключительная часть статьи Карла Густава Юнга о феномене синхроничности. Первая часть здесь. Предыдущая здесь.

…Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события «синхронистическими», что не следует путать с «синхронными».

Наш обзор столь широкого поля ощущений был бы неполным, если бы мы упустили из виду так называемый метод «ворожбы». Ворожба претендует если не на создание «сихронистических» событий, то, по крайней мере, на умение поставить их себе на службу. Примером тому является «метод оракула» из «Книги перемен», подробно описанный доктором Гельмутом Вильгельмом.5 В «Книге перемен» высказывается предположение, что существует «синхронистическое» соответствие между психическим состоянием задающего вопросы и отвечающей на них гексаграммой. Гексаграмма образуется либо произвольным делением 49-ти стеблей тысячелистника, либо брошенными наугад тремя монетами. Результат этого метода неоспоримо интересен, но, насколько я понимаю, он не дает нам никакого инструмента для объективной оценки фактов, то есть для их статистической оценки, поскольку психическое состояние, о котором идет речь, слишком неопределенно и слишком неопределимо. То же самое относится и к геомантическим экспериментам, основанным на тех же принципах.

Мы оказываемся в несколько более благоприятном положении, когда обращемся к астрологическому методу, поскольку он предполагает «смысловое совпадение» аспектов и расположении планет с характером или имеющим место в данный момент психическим состоянием задающего вопросы. В свете недавних астрофизических исследований, астрологическое соответствие, вероятно, связано не с синхронистичностью, а, скорее, с причинной связью. Как продемонстрировал профессор Макс Кнолл6, солнечное протонное излучение подвергается такому сильному воздействию планетных соединений, оппозиций и квадратур, что возникновение магнитных бурь может быть предсказано с большой долей точности. Может быть установлена связь между кривой магнетических возмущений на земле и уровнем смертности, которая подтвердит неблагоприятное влияние соединений, оппозиций и квадратур и благоприятное влияние тринов и секстилей. Так что, скорее всего, здесь идет речь о причинной связи, то есть о законе природы, который исключает синхронистичность или ограничивает ее. В то же самое время зодиакальная квалификация домов, которая играет большую роль в гороскопе, создает осложнение в том смысле, что астрологический зодиак, хотя и соответствует календарю, не совпадает с реальными созвездиями. В результате прецессии они сместились почти на целый платонов месяц с того времени, когда точка весеннего равноденствия была в нуле Овна, то есть примерно в начале нашей эры. Поэтому любой, кто сегодня рождается под знаком Овна (по календарю), на самом деле рождается под знаком Рыб. Просто его рождение происходит в то время, которое примерно в течение двух тысяч лет именовалось эпохой «Овна». Астрология предполагает, что это время является решающим фактором. Возможно, что этот фактор, как и возмущения в магнитном поле земли, связан с сезонными флуктуациями, которым подвержено солнечное протонное излучение. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что зодиакальные расположения могут также представлять причинный фактор.

Хотя психологическое толкование гороскопов по-прежнему является очень туманным делом, тем не менее сегодня уже есть перспектива их «причинного» толкования в соответствии с законами природы. Соответственно, у нас больше нет оснований определять астрологию, как «ворожбу». Астрология находится в процессе превращения в науку. Но поскольку в ней остаются большие белые пятна, некоторое время тому назад я решил проделать опыт и выяснить, насколько общепринятая астрологическая традиция способна выдержать статистическое исследование. Для этого мне был необходим конкретный и неоспоримый факт. Мой выбор пал на брак. С античных времен традиционное убеждение в отношении брака заключалось в том, что в гороскопе партнеров по браку имеет место соединение солнца и луны, то есть Солнце с орбисом в 8 градусов у одного партнера, в соединении с луной другого. Другая, не менее древняя, традиция считает еще одной характеристикой брака луна в соединении с луной Такое же значение имеют соединения асцендента (Асц.) с большими светилами.

Вместе со своей сотрудницей, Лилианой Фрей-Рон, я для начала изучил 180 браков, то есть 360 гороскопов7, и сравнил 50 наиболее важных аспектов, которые могли быть характеристиками брака, а именно, соединения и оппозиции солнца луны Марса Венеры Асц. и Десц. Я получил следующее: максимальный результат в десять процентов соответствовал солнце соед. луной. Профессор Маркус Фирц из Базеля, который любезно взял на себя труд высчитать вероятность полученного мною результата, проинформировал меня, что возможность получения вышедшей у меня цифры составляет 1: 10 000. Мнения нескольких математиков и физиков, с которыми я проконсультировался насчет значимости этой цифры, разделились: некоторые нашли ее большой, другие в этом усомнились. Наша цифра не дает возможности делать какие-либо выводы, поскольку 360 гороскопов — это слишком мало с точки зрения статистики.

За время статистической проработки аспектов этих 180 браков наша коллекция увеличилась, и когда мы собрали еще 220 браков, эту часть мы подвергли отдельному изучению. Как и в первом случае, материал изучался в том виде, в каком он к нам попадал. Он не отбирался по каким-то особым признакам и брался из самых разных источников. Изучение второй части материала дало максимальную цифру в 10.9 процента для луна соед. луной Вероятность получения этой цифры также составляет 1:10 000.

Наконец, образовалась третья группа из 83-х браков, которая тоже была изучена отдельно. Результат был следующим: максимум 9.6 процентов для луна соед. Асц. Вероятность получения этой цифры примерно такова: 1:3000.8

Сразу же бросается в глаза тот факт, что все соединения являются лунными, что соответствует астрологическим ожиданиям. Но странность заключается в том, что здесь обнаружились три основные расположения гороскопа,солнце, луна и Асц. Возможность совпадения солнце соед. луной и луна соед. луной составляет 1:100 000 000. Совпадение трех лунных соединений с солнцем, луной и Асц. имеет вероятность 1:3х1011; иными словами, вероятность простой случайности настолько низка, что мы вынуждены подумать о существовании фактора ответственного за это. Эти три группы настолько маленькие, что нельзя сделать никаких (или почти никаких) теоретических выводов, исходя из индивидуальных вероятностей 1:10 000 и 1:3000. Однако, случайное совпадение настолько невероятно, что нельзя удержаться от предположения о существовании сильного фактора, приведшего к этому результату.

Возможность существования научно доказуемой связи между астрологическими данными и протоновым излучением в данном случае не может послужить объяснением, поскольку индивидуальные вероятности 1:10000 и 1:3000 слишком велики (Юнг имеет в виду, что это возможные вероятности получения вышеуказанных результатов ( в среднем 10 % пар действительно имели лунные соединения). При соотношениях 1:3000 — 1:10000 результаты действительно могут быть случайными и вероятными. Для того, чтобы они стали невероятными (синхронистичными) требуется значительно более низкое отношение. — Прим. ред.), чтобы мы могли с уверенностью считать наши результаты чем-то большим, чем простой случайностью. Кроме того, максимумы гасят друг друга, как только начинаешь делить браки на большее количество групп. Для установления статистической регулярности солнечных, лунных и асцендентных соединений потребуются сотни тысяч семейных гороскопов, и даже тогда результат будет сомнительным. Однако, если вообще обнаружится нечто невероятное, типа трех классических лунных соединений, то это можно будет объяснить только как результат умышленного или неумышленного жульничества, или же именно как «смысловое совпадение», то есть синхронистичность,

Хотя в начале я посчитал своим долгом выразить сомнение в «ворожейном» характере астрологии, сейчас, в свете результатов своего астрологического эксперимента, я вынужден его признать. Беспорядочный сбор семейных гороскопов, которые просто нагромождались друг на друга по мере их извлечения из самых разных источников и также произвольно были поделены на три неравные группы, соответствовали оптимистичным ожиданиям исследователей и нарисовали общую картину, которую вряд ли можно было улучшить с точки зрения астрологической гипотезы. Успех эксперимента полностью соответствует результатам эксперимента Рейна по экстрасенсорному восприятию, на которые также благотворно повлияли ожидания, надежда и вера. Однако, ни с одним результатом не связывались какие-либо конкретные ожидания. Наш выбор 50 аспектов является тому доказательством. После того, как мы исследовали первую группу, действительно существовала небольшая надежда на то, что результаты исследования второй группы подтвердят солнце соед. с луной. Но мы были разочарованы. Для повторного исследования мы выбрали большую группу, чтобы усилить уверенность. Но в результате мы получили луну соед. с луной . Исследуя третью группу, мы уже не очень рассчитывали на подтверждение луна соед. с луной , и результат действительно был другим.

То, что случилось в третьей серии можно назвать необычным происшествием, по всей видимости уникальным примером «смыслового совпадения». Если подобные вещи производят на вас впечатление, вы можете назвать этот случай небольшим чудом. Однако, в наше время мы должны рассматривать чудеса в несколько ином свете. Эксперименты Рейна продемонстрировали, что пространство и время, а значит и причинность, являются факторами, которые можно исключить, в результате чего становится возможным беспричинный феномен, еще называемый «чудом». Все природные явления такого рода являются уникальными и чрезвычайно любопытными комбинациями случайностей, образовавших единое целое благодаря общему для всех них значению. Хотя «смысловые совпадения» бесконечно разнообразны в своей феноменологии, будучи беспричинными событиями, они, тем не менее, образуют элемент, который является частью научной картины мира. Причинность — это способ, каким мы объясняем связь между двумя последовательными событиями. Синхронистичность указывает на параллельность времени и смысла между психическими и психофизическими событиями, которую наука пока что неспособна свести к общему принципу. Сам этот термин ничего не объясняет, он просто указывает на существование «смысловых совпадений», которые сами по себе являются случайными происшествиями, но настолько невероятными, что мы вынуждены предположить, — они основаны на некоем принципе или на каком-то свойстве эмпирического мира. Между параллельными событиями нельзя проследить никакой взаимной причинной связи, и именно это и придает им характер случайности. Единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность. Древняя теория соответствия была основана на ощущении таких связей — теория, высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии. После чего эту теорию заменили причинностью. Синхронистичность — это современный и модернизированный вариант устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии. Он основан не на философских предположениях, а на эмпирических ощущениях и экспериментальной работе.

Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе. То же самое относится к временному (темпоральному) определению психе и к психической относительности времени. Нет нужны кого-либо убеждать в том, что подтверждение верности этих открытий не может не иметь далеко идущих последствий.

К сожалению, будучи ограниченным временными рамками лекции, я могу дать лишь очень общий обзор обширной проблемы «синхронистичности». Тем из вас, кто хочет более глубоко познакомиться с этим вопросом, я бы порекомендовал свою, готовящуюся к изданию, работу под названием «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип». Она выйдет в одном томе с работой профессора В. Паули. Том будет называться «Толкование природы и психе».

К. Г. Юнг

Метки:

Поделись статьей с друзьями!