Пантеон Древней Греции. Бог Кронос и богиня Рея

KronПродолжая двигаться по мифологии Древней Греции, мы переходим к следующей паре богов-прародителей, Кроносу и Рее.

Кронос

Некоторые источники считают, что бог Кронос (Крон) появился в мифологии Древней Греции постфактум, чтобы объяснить как-то дальнейшие события, происходящие в пантеоне. К слову, римская мифология куда более лояльна к почитанию Кроноса (Сатурна).

Однако сегодня, при изучении древнегреческой мифологии, бог Кронос не кажется самой незначительной фигурой. В Греции Кроносу были посвящены празднества кронии, в Риме — сатурналии, во время которых слуги и господа менялись обязанностями, и начиналось безудержное веселье карнавального типа.

На немногочисленных античных рисунка Кронос выглядит, как правило, змеей с различными звериными головами. Греки на самом деле не особо почитали Кроноса, справедливо называя его «пожирателем детей» и не возводили ему храмы. Европейские художники изображали этого бога как старика с атрибутами, которые символизировали время: песочными часами или ко­сой. Из произведений авторства кистей европейских художников наибольшей популярностью пользуется творение Рубенса «Сатурн проглатывает одного из своих детей» (1636—1637) и офорт Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (1814—1819).

Собственно, Кроносу приписывали власть над временем. Однако символизм косы в данном случае получается двойственным. Согласно некоторым мнениям, это коса должна ассоциироваться с серпом, которым бог Кронос оскопил своего отца и сверг его с трона.

Бог Кронос воцарился в космосе. Его правление в мифологической истории практически достойно того, чтобы зваться «золотым веком». Впрочем, эти слова относятся, по мнению Сен-Симона, лишь к тем временам, когда люди еще верили, что золотой век для человечества в прошлом, а не в будущем.  Кронос взял в жены свою сестру титаниду Рею (для небожителей древних легенд всех мастей близкородственные браки почти традиция, обычное дело). Сторуких гекатонхейров и циклопов «новый король» вновь низринул в Тартар. Мать Гея пригрозила, что если он будет и дальше так поступать, то по примеру отца будет лишен власти собственным сыном. Кронос прислушался к предупреждению матери и, недолго раздумывая, подошел к вопросу радикально: стал банально пожирать своих собственных детей, рожденных Реей.

Вот она, знаменитая аллегория про «всепоглощающее время», все исчезает в нем, все им уничтожается. Заглотил бог Кронос и новое поколение греческих богов Геру, Посейдона, Аида, Деметру, Гестию. Но следующего ребенка Рея решила сохранить. Отправилась она на остров Крит и родила сына, которому было предначертано стать новым повелителем Олимпа. Кроносу же вместо младенца супруга подсунула завернутую в пеленки каменную глыбу.

Зевс вырос незамеченным отцовским взором и вскоре начал войну за Олимп. Во дворец Кроноса ему помогла проникнуть мать. Кронос был спокоен, когда его супруга привела во дворец нового красивого служителя. Ему было невдомек, что перед ним его сын, ведь он был стопроцентно уверен, что все шестеро детей уже в его необъятном желудке, а о новых он бы знал. Вот самоуверенность его и подвела. Хитроумному Зевсу спустя какое-то время удалось подмешать в ароматный и сладкий напиток богов перца, соли, горчицы – коктейль получился неслабый. И бог Кронос, опрокинув чашу в свое необъятное горло, ощутил это в полной мере. Одного за другим он исторг своих детей. Заключение в желудке родителя не повредило бессмертным богам Кронидам.

Титаны оказались для новых богов грозными и сильными противниками. Тогда Зевс вызволил из Тартара циклопов, которые выковали ему громы и молнии. Но и они не привносили ощутимого перевеса сил. Уже десяток лет шла война, а конца ей видно не было. Тогда Зевс осмелился поднять из недр земли сторуких гигантов. Целыми горными вершинами швыряли те в уранидов, когда титаны приближались к Олимпу. Эта война иногда описывается мифами как приведшая к изменению планетарного ландшафта.

Однако, наконец, титаны дрогнули и… пали. Господство богов, олицетворявших космические стихии, безумные, безразличные, закончилось. На Олимпе воцарились человекоподобные божества. Всех титанов, в том числе и своего отца Кроноса, Зевс заковал в цепи и низверг в Тартар.

Царствование Крона закончилось. Позднее, появился миф, созданный орфиками, о том, что якобы Зевс вернул Кроноса из тартарианской бездны, сделав его повелителем «блаженных островов» на краю земли, где только мертвые обитали.

Рея

Рея приносит "Зевса" Кроносу

Рея приносит «Зевса» Кроносу

Имя Рея означало «поток» и «непринужденность». Как и ее муж, богиня Рея олицетворяла вечное движение времени и смену поколений. Как богиня материнства, она символизировала «поток» ежемесячной крови, воды рождения и материнское молоко.
Рею мифология сопоставляет с анатолийской матерью-богиней Кибель. Обе изображались чаще всего дамами с пышными телами, обычно с короной на голове. На изображениях Рея появляется как матрональный символ. Встречаются ее изображения в покрывале. Весьма часто она восседает на троне, рядом с которым сидят посвященные ей львы. Иногда Рею замечали путешествующей в колеснице, запряженной львами. В мифах Древней Греции священным деревом Реи считался дуб.

В период поздней античности богиня Рея напоминала людям фригийскую Великую матерь богов, культ которой отличался оргиастическим характером.

Культ Реи исследователи полагают одним из весьма древних, но, собственно, мало распространенных именно в Греции. На Крите и в Малой Азии ее образ сливался с образом азиатской богини природы и плодородия, поклонение которой выступало на более видный план. Особо на Крите было отмечено предание о рождении Зевса-громовержца в гроте горы Иды. Этот грот пользовался особым почитанием – в нем проводились многочисленные обряды посвящения, в том числе и довольно древние. На острове можно отыскать и гробницу Зевса. Атрибутом богини Реи был древний музыкальный ударный инструмент тимпан, позднее его сменили литавры.

Итак, Рея сбежала на Крит, чтобы сохранить в тайне рождение Зевса. Родовые боли он переносила, погрузив свои пальцы в землю. Из каждого пальца, погруженного в землю, родились десять Дактилус — добрых существ. Позднее они остались с мальчиком, которые впоследствии стал отцом богов-олимпийцев, танцуя, топя ногами, стуча в барабаны, словом, делая все, чтобы плач ребенка не достиг ушей Кроноса. И не постигла мальчика страшная судьба остальных его сестер и братьев.

Согласно одной вариации легенды, Рее также удалось обмануть мужа и при рождении Посейдона. Укрыла богиня Рея своего сына среди пасущихся овец, а Кроносу преподнесла жеребенка, сославшись на то, что она именно его и родила.
Некоторые источники связывают Рею с богиней Деметрой, которая часто упоминается в мифологии со всеми ее признаками. Предполагается, что Рея еще взяла на себя «полномочия» богини земли.

Мифы и истории о Рее довольно запутаны, в результате чего «пострадал» и культ Диониса, которого присоединили к вероисповеданием Реи и идентифицировали с культом Кибелы, о котором уже говорилось выше. Даже самый известный «рассказчик» мифов Древней Греции Гомер только мимолетно упоминает эту богиню.

Метки: