Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи. Рецензия, обзор, мнение.

Первая часть. Эмоции, впечатления, послевкусие

Раз в год приходит Пелевин и вправляет мне мозг. Когда я только начал читать Тайные виды на гору Фудзи — это была моя первая мысль. Потому что здесь со старта тебе дают понять, что никто не будет возиться с условностями повествовательного жанра. Тебе расскажут все как есть и добавят немного пространства для фантазий, чтобы ты мог все это правильно переварить.

Впрочем Мастер еще и умело играет на современных выходу книги трендах. Когда я только познакомился с творчеством Пелевина, то это были Чапаев и Пустота и Поколение П. Для нарратива этих книг актуальными были 90-ые, но для меня 90-ые это детство. А в детстве все по другому. Так что многие вещи прошли мимо, но даже то, что не прошло, тогда очень здорово расширило моё восприятие. Я тогда практически вслух воскликнул «А что так тоже можно писать книги?».

И только сквозь призму последних книг, которые я читаю практически тогда, когда они выходят, и уже находясь глубоко вовлеченным в контекст актуального информационного пространства (такая вовлеченность в последнее время становится для меня все более и более обременительной. Видимо старею), я начинаю понимать, что Пелевин всегда пишет о том, чем мир дышит в данный момент, но только у него есть уникальный дар видеть происходящее со всех сторон сразу, тогда как мы простые смертные, будучи привязанными каждые к своей касте и гендеру, всегда видим картину несколько однобоко. Вот почему целостная картина, рисуемая Мастером, всегда впечатляет. Ну может и не всегда… И не всех… Но это уже нюансы.

Что же касается самой книги Тайные виды на гору Фудзи обзор и рецензию на которую я пытаюсь составить, то в двух словах — она крута. Для меня, как для человека с мистическим складом ума, эта книга, как страница из моей Ведьмовской Книги, которую я собираю по кусочкам из того, что дарит мне Вселенная. Причем Вселенная подарила мне именно те страницы, которые соответствуют моим актуальным практикам и теоретическим выкладкам. Но там есть еще много пространства и для других то, что для меня практическое пособие, будет не более чем слегка затянутым фэнтези, а интересно будет совсем другое. Ну что ж… Другим другое.

Виктор Пелевин фото

Виктор Пелевин. Мастер во плоти.

Если вы любите Пелевина то вопрос о том читать или не читать вообще не стоит, а если же не очень любите или только немного наслышаны или читали что-то не самое удачное, то тогда тем более стоит прочитать именно это его творение, потому что по-моему скромному убеждению поздний Пелевин более сильный, чем ранний. Все-таки будучи уже раскрученным брендом, ему не нужно сейчас в своих книгах щекотать мозги литературным хомякам, как это было раньше и он может просто рассказывать истины своей лояльной аудитории. Это круто, что так происходит.

Конечно же по закону критического жанра я должен был бы найти к чему приебаться, но это не тот случай. Во-первых приебаться не к чему, а во-вторых законы критического жанра для меня неписаны, так что минусы этой книги высасывать из пальца я не буду. Я ее прочитал и она меня вдохновила, она навела порядок у меня в голове и даже побудила написать вот эту рецензию. Как по мне, это чего-то да значит.

Внимание! А теперь спойлеры! Но только совсем чутка…

Итак, первая часть моего повествования это мои эмоции и ощущения, которые остались после прочтения. Тут все понятно. Теперь же я попытаюсь проанализировать само содержание книги и ее месадж (конечно же со своей колокольни).

На этот раз Пелевин замахнулся на божественную диаду, первое проявление непроявленного — мужская и женская энергия. Эта божественная диада, уплотняясь и проявляясь в различных мирах показывает с одной стороны разные формы взаимодействия, а с другой стороны одни и те же, просто они замаскированы в проявлениях. Во время всего повествования Мастер показывает танец этих энергий и их взаимообусловленность.

На эти изначальные первообразы ложится практически любой сюжет человеческих взаимоотношений, так как мы люди не являемся чем-то обособленным от вселенских законов взаимодействия энергий. Кроме того, у нас есть величайший дар — способность путешествовать между мирами. Мы можем видеть практически все аспекты энергии о чем собственно и говорит Мастер через образ машины, способной даже олигарха, накрепко привязанного к феноменологическому миру, провести сквозь иные сферы бытия.

Пелевин арт

Открыв глаза, не видим.

Конечно же здесь не обошлось и без образа проводника (монах Саядо) с которым, по моему скромному мнению, отождествляет себя сам Пелевин. Хотя, как известно, в книге написанной человеком, все персонажи — это сам автор, точно так же как в сновидении все персонажи — это сам сновидец. Тем не менее связь с некоторыми персонажами можно осознавать больше, а с некоторыми меньше, хотя это и не имеет большого значения для художественного образа, так как парадоксальным образом эти самые разные степени сознательного отождествления сами вписываются в структуру образа.

Повествование раскрывает феноменологию взаимодействия божественной диады Шива-Шакти словно листы капусты, показывая как одно исходит из другого и как по сути своей ничего не меняется на других уровнях, меняются лишь масштабы.

Я намеренно не беру во внимание классическую сюжетную структуру, к которой вынужден прибегать автор в силу своей естественной обусловленности повествовательным жанром, так как считаю ее в глазах Мастера не более чем неизбежным злом без которого не донести художественный образ до читателя. Однако же, как я уже и говорил, за что я больше люблю позднего Пелевина так это за то, что теперь он уже может позволить себе в своих книгах почти напрямую показывать читателю ту реальность, которую он видит.

Но раз уж я предупредил что будут спойлеры… Здесь у нас в качестве декораций классическая пелевинская Россия. Гротескная, абсурдная, циничная, а потому такая понятная и что ли… чуть честнее, чем она есть. Как будто бы все про это знают, но стесняются говорить, потому что если бы все вдруг стали говорить друг с другом честно о том, что происходит, то это была бы уже не Россия или же Россия, но в какой-то из ее терминальных стадий (хотя кто знает, может быть такую стадию мы наблюдаем и сейчас?).

В этой пелевинской России уживается и древняя магия и современные информационные и политические технологии и отклики лихих 90-ых и дзен-буддизм в его удобоваримой форме. Это все то за что мы и любим Мастера. А еще тренды. Он появляется с новой книгой и в этой книге так или иначе всплывает то, чем дышит мир. И если заурядный мужской (да и женский часто тоже) ум просто отмахивается от того же феминизма и всего многообразия его проявлений, списывая это на чудачества «загнивающего запада», то Пелевин копает в самую суть, докапываясь до первобытного матрирахата и такой же первобытной магии на которой держался весь матриархат.

И сюжет здесь начинает разворачиваться как бы сам собой. У женщин есть великая сила. Все ее чувствуют, но не все способны ею управлять, а те кто способны все равно управляют ей не больше, чем продавец телевизоров управляет своей улыбкой. То есть он вроде бы ею и управляет, но все равно является не более чем винтиком в механизме глобальной денежной машины. Так и женщины в патриархальном мире свободны лишь настолько, насколько они могут выбирать кому продать себя наиболее выгодно.

Пелевин очки

Ничего нет. И тебя тоже.

Однако же сами патриархи не намного счастливее. Они могут рассчитывать на счастье лишь тогда, когда уже не способны его испытывать в полной мере. Так как в погоне за средствами его достижения приходят к той конфигурации «души», которая в принципе не способна на счастье. Здесь как раз всплывает знаменитый пелевинский чит-код освобождения от Майи — иллюзорной реальности.

Этот самый чит-код всплывает у него практически во всех фундаментальных произведениях. Он всегда один и тот же, только решает разные проблемы и действует в разных декорациях. Это все тот же Дзен, который Мастер продолжает заботливо разжевывать в своих книгах, как когда-то Шопенгауэр тратил огромное количество букв в одной книге, чтобы донести идеи, которые сейчас естественны и понятны даже для школьника.

Но вернемся к взаимодействию/противодействию мужской и женской энергии. Целью войны не может быть паритет и счастье для всех. Цель войны — это победа одной стороны над другой и последующий диктат условий одной стороны другой стороне. Точно так же и матриархат в его феминистическом проявлении не стремится к равенству полов, как это пишется в агитброшюрках этого лагеря (справедливости ради стоит признать, что агитброшюркам, во всех их проявлениях, верят только клинические идиоты). Он стремится к новому мировому порядку, так как на меньшее глубинная женская энергия, которая за всем этим стоит, размениваться не привыкла. Но и мужская энергия тоже так просто не сдаст своих позиций. Напряжение, которое рождается в этой войне и есть та сила, которая движет миром.

Когда-то одна из сторон будет чуть сильнее, когда-то чуть слабее, но вопрос в том для кого? Противодействие существует лишь для того, кто наблюдает за противодействием и для тех кто пишет хроники для истории. В настоящем есть лишь то, что происходит. А не происходит ничего и все одновременно. Потому что каждый наблюдатель собирает свой механизм взаимодействия с той реальностью, которую сам же себе и создает на основе того, об что он бьется лбом, когда бродит вслепую в темном бесконечном коридоре бытия… Таки дела.

Конец книги — очень тонкая шутка. Потому что он и не хороший и не плохой и в то же время и хороший и плохой. Как будто бы конец книги это продолжение стеба Мастера над законами повествовательного жанра. Такое ощущение, что он всю книгу пытается подвести к тому, чтобы ее окончание не выглядело ни хэппи эндом, ни драмой и в то же время и тем и тем одновременно.

Мастер продолжает растлевать наш разум, но делает это так, что тебе прямо хочется добавки, чтобы твой разум растлили полностью, чтобы от него не осталось ни чего, с твоих глаз сползла бы пелена Майи и истина наконец бы открылась во всей своей не красоте и не некрасоте. Ну за то и выпьем. Аминь.

(c) Fadanir

Метки:

Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.