Племя пираха. Другие люди

У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха, совершенно с иным бытом и восприятием реальности. Бывший миссионер и по совместительству писатель Даниэл Эверетт прожил среди них около 30 лет, после чего серьзно засомневался в базовых ценностях человечества.

Люди, которые не спят

Люди привыкли, идя спать, обмениваться пожеланиями между собой. Не смотря на то, что все культуры разные, смысл пожелания остается везде тот же, и в основном это «Спокойной ночи». В случае индейцев племени Пираха, данное пожелание означает следующее: «Даже не думай спать! Здесь везде змеи!». Действительно у них в деревне обитает множество змей и с этим следует считаться.

Пираха не спят ночами, ведь убеждены, что сон делает их слабее. На время сна, по их понятиям, человек умирает, а к утру просыпается уже не собой, а совсем другим человеком. Поэтому они не спят, а лишь дремлют всего по 20-30 минут, опираясь о стенку своей хижины. Все остальное время они проводят, общаясь между собой, охотясь, развлекаясь, нянча детей. Все время они помнят, что они уже не те, кем были раньше и поэтому у них принято брать другое имя раз в несколько лет. По имени можно определить о человеке какого возраста идет речь.

Люди без завтра

Поскольку у пираха ночь не разделяет дни, у них нет такого понятия как «сегодня» и «завтра». Соответственно понятий «прошлое» и «будущее» тоже нет. Так что они живут сегодняшним днем в самом прямом смысле этого слова, совершенно не думая, что их ждет дальше.

Тоже самое касается еды, они ее вовсе не запасают. Допустим, поймали пищу – поели, не поймали – естественно не поели. Они не могут понять, как можно есть ежедневно, да еще и не один раз. Не смотря на то, что еды в деревне может быть предостаточно, пираха могут не есть вовсе, устраивая себе «разгрузочные дни».

Люди без цифр

Люди из миссионерских и католических организаций не раз пытались обратить индейцев к Богу, одеть их и научить правильно жить. Но все заканчивалось безуспешно.

пираха

Даниэл Эверетт и индейцы пираха

Язык пираха был очень непонятен, и Евангелическая церковь США послала молодого лингвиста туда для изучения этой проблемы. Им оказался Даниэл Эверетт. Он говорил, что нигде в мире не встречал похожего языка, он был уникален, ведь в нем было всего семь согласных и три гласных. У них нет местоимений, поэтому они пользуются местоимениями индейцев-тупи, единственным народом, с которым они хоть как-то общаются.

Счета и цифр они вовсе не знают. Пользуются только понятиями «несколько» и «много». Несколько означает 2-3 штуки чего-либо, много – это например 6 штук и больше. Понятия «один» вообще нет. Например, одна пиранья – она не одна, это просто пиранья. Они в жизни бы не поверили, что они маленький народ, ведь для них триста это много.

Люди без вежливости

Слова и выражения, характерные для использования при встрече, прощании, благодарности, извинения в племени не используются. Они не видят причины проявлять вежливость, ведь и так любят и уважают друг друга, а эта ваша вежливость им вовсе ни к чему.

Люди без стыда

Пираха не знакомы чувства обиды, вины и стыда. Если что-то произошло, значит, оно должно было произойти, и в этом нет ничьей вины, даже если один толкнул другого, а тот упал, и это повлекло за собой травму руки или вовсе перелом. Или что хуже — роженица может рожать третий день, крича от боли, но никто к ней не подойдет и не поможет, ведь так должно быть: захочет – родит, а нет – покинет это мир.

Они никогда не бранят детей. Даже если совсем еще грудничок не хочет брать грудь матери, его никто не будет заставлять кушать, хоть это и необходимо, ведь он сам знает нужно ему это или нет.

Люди, которые видят другое

Индейцы племени пираха — дети леса. Лес является для них вселенной без всяких закономерностей. Там живет множество духов, в том числе и усопших людей. Лес вызывает страх у жителей деревни, но складывается впечатление, что им нравится бояться. Для них это сильное чувство с определенным очарованием.

Проснувшись как-то утром, Эверетт наблюдал следующую картину: индейцы стояли, столпившись вокруг чего-то на берегу реки и разговаривали с кем-то. Подойдя ближе, он поинтересовался, с кем говорят жители, на что те ответили, что они беседуют с духом, тот хочет предупредить племя.

Эверетт взглянув на пустое место, где якобы должен был быть дух, убедился, что там пусто и спросил, почему он не видит его. Пираха в свою очередь ответили, что он бы его видел, если бы тот пришел лично к нему.

Люди без бога

Как бы ни старались миссионеры обратить пираха к богу, все попытки терпели поражение. Идея единого бога не могла уложиться в их головах, так как, во-первых, понятия «один» для них не существовало, а во-вторых, идея создания богом человека привела их в недоумение, ведь они знали, как и откуда появляется человек.

История про Иисуса Христа и его распятия тоже не нашла поддержки среди слушателей. Они не были знакомы с понятиями «век», «история», «время», а так же они завалили Эверетта вопросами, видел ли он своими глазами происходящее, а раз нет, то почему уверен, что это на самом деле было.

Прожив столько лет среди этих людей со странными взглядами на жизнь, Даниэл Эверетт пришел к выводу, что человек еще более сложное существо, чем он полагал, исходя из поучений Библии, и что религия не делает нас лучше. Он понял, что не ему следовало учить их жизни, а самому учиться у них.

На заметку »

Нужен сонник? Загляните на сайт к нашим друзьям. У них имеется таковой. Там можно найти толкование любого сна.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!