Почему шаманизм не религия

Точка зрения, что шаманизм не является религией в строгом смысле, представлена многими исследователями. М. Элиадэ очень осторожно называет шаманизм «религией» в широком смысле, беря слово «религия» в кавычки и идентифицируя шаманизм с мистикой, магией и — самое важное — с одной из наиболее архаичных форм экстаза, отмечает сложности этого явления.

Но попробуем теперь подойти к явлению шаманизма с другой, все еще слишком мало разработанной в литературе стороны. В своих трудах М. Элиадэ неоднократно обращается к религиозным функциям шаманизма, подчеркивает их роль в шаманистических верованиях. В этом освещении трудно согласиться с мнением о том, что шаманизм представлял собой совокупность екстативных, терапевтических методик, целью которых было вхождение в мир духов, получение их поддержки.

По поводу этого определения можно высказать некоторые оговорки. Невозможно вступать в контакт духами, ничего не зная о них. Но все же это составляет элементы мифологии, что должны входить в шаманизм как неотъемлемая составляющая и как предпосылка. К тому же контакт с духом требует большой осторожности: надо знать, как подступиться к конкретному духу, обезопасить себя от гнева, понравиться ему и т.д., то есть здесь необходим установившийся, уже проверенный ритуал, который тоже входит в систему мифологии. Это еще раз подтверждает тезис, что шаманизм не следует зажимать в прокрустово ложе инструментария, технического средства решения мировоззренческих проблем. Не стоит также зацикливаться на ритуалах и атрибутике. Все это является лишь внешней стороной шаманизма, не смотря на это даже сегодня существует довольно стойкий интерес к ритаульнйо атрибутике шамана. Му уже упоминали о том, как изготовить бубен по сибирской традиции, кроме того, на сайте наших партнеров khomus.ru можно заказать настоящий варган, который также используется в камлании.

Назвать шаманизм религией трудно еще и потому, что безусловно определяющую роль в его характеристиках и самом его существовании играет личность шамана. Содержание знаний, авторитет шамана во многом обусловлен фактором его генеалогического дерева, биографиями его предков. И шаманские тексты-рассказы — это сложный продукт накопленных этносом и переработанных шаманом знаний и реакций, умноженных на личностные качества и способности шамана. Поэтому можно утверждать, что шаманизм, не будучи религией в собственном смысле этого слова, воплощает в себе целый ряд ее важных элементов.

Как избыточность воспринимается также и точка зрения, по которой суть шаманства заключается в умении пользоваться свойствами собственного организма, особенностями работы мозга в разных стадиях необходимого и измененного состояния сознания. Это определение также таит в себе опасность истолкования шаманизма как исключительно психического феномена вне его социоэкологических, этнокультурных, социальных и мировоззренческих составляющих. Именно на такой трактовке сложился еще в 30-х годах ХХ века пресловутый вульгарно-социологический подход к явлению шаманизма.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!