Поиск философского камня

s_st_mСказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.

Источник духовной мудрости

По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить иначе как божественным. Состоял он из минерала, который содержал живое начало и обладал духовным. Считалось, что философский камень обладал свойством превращения в золото любого металла. Извечная мечта человечества! Естественно, все, что было связано с процессом изготовления камня, было тайной, покрытой мраком.

Еще более заманчиво было возможное духовное изменение, вплоть до совершенного, которое давалось его обладателю. Считалось, что самые начальные попытки получить этот мистический предмет, относились к сознанию человека, возможности очистить человеческую душу, получить мудрость, и бессмертие как квинтэссенцию всего процесса.

Поиск философского камня. История изысканий

Понятие философского камня ввел в обиход выходец из Египта Гермес Трисмегист. Он был личностью неординарной и, по преданию, являлся сыном самых важных богов Египта, Осириса и Исиды. Иногда его считали воплощением древнеегипетского бога Тота. Большая часть трудов Гермеса Трисмегиста была уничтожена в огне пожара Александрийской библиотеки. Те, которые удалось спасти, были закопаны в тайном месте, а информация о нем утеряна. До наших дней дошли искаженные переводы, по которым с определенной долей вероятности можно судить о деятельности Гермеса. Судя по ним, занимался он именно созданием философского камня, изучая субстанции, способные дать человеку бесконечные знания, молодость и вечную жизнь. Найден и переведен документ, содержащий рецепт его изготовления. Очень поэтичный и образный, а главное — непонятный. Так что каждый алхимик делал по-своему.

Известна легенда о царе Фригии Мидасе. Еще в детстве Мидас получил знак о будущем богатстве. Однажды, вел бог Дионис свое войско в Индию. Мидас подмешал в воду источника, из которого пил учитель Диониса Силен, вино. Тот не смог продолжать путь и оказался у Мидаса во дворце. Через десять дней вернул Дионису учителя Мидас, в награду получив возможность превращать в золото все, к чему он прикасался. Но в золото превращалось действительно все, и вода, и пища. Тогда по наущению Диониса Мидас искупался в реке, которая стала золотоносной, но сам дара лишился. На самом деле из исторических источников известно о сказочном богатстве царя Мидаса, но вряд ли это связано с камнем, просто во владениях Мидаса были все золотые месторождения Фригии.

Поиск философского камня и всю сопутствующую деятельность алхимики окружали тайной и мистикой. В ней могли участвовать только посвященные. Все знания передавались устно и были обставлены особым ритуалом. Строго соблюдалось следование в опытах. Кое-что все-таки записывалось. Но те из рукописей алхимиков, которые дошли до нас, зачастую похожи на абракадабру и слабо поддаются расшифровке. Те же, которые удалось дешифровать, представляют собой вполне понятные химические опыты. Например, описание получения окиси свинца. И еще много полезного открыли экспериментаторы в стремлении получить философский камень. Они получали как новые вещества (порох, селитру, важные соли и кислоты), так и описывали их свойства и процессы. Правда, делали это в очень туманной форме. Можно сказать, что средневековые алхимики в поисках философского камня заложили основу химии, дающей средства и исцелять болезни, и влиять на урожайность, да и жизнь продлевать, пока не бесконечно.

В представлении алхимиков не было существенной разницы между  природой живой и неживой. Золото не было исключением. Оно было результатом роста и созревания металла в недрах. При этом железо считалось недозревшим металлом, медь – результатом попадания в ее состав испорченной серы и так далее. К сожалению, процессы в природе шли очень медленно и алхимики думали, что философский камень поможет процессы «созревания» и «выздоровления» металлов ускорить.

Было и еще одно убеждение: меняя содержание двух главных составляющих любого металла – ртути и серы – возможно, превращение одних металлов в другие. В своем фантастическом поиске алхимики достигли абсолютно реальных результатов. Были изобретены первые аппараты для дистилляции жидкостей, перекристаллизации солей и сублимации твердых веществ.

В средние века поиск философского камня свелся к способности его превращать все в золото. Бедность, видимо, была самым главным бичом того времени. Однако, наличие огромного количества золота высокого качества у некоторых исторических личностей, например, короля Эдуарда, императора Рудольфа, необъяснимо никакими историческими фактами. Возможно, все-таки кому-то и удалось найти методы, отличные от горной добычи?

Вымысел или правда?

s_stОтветы снова придется искать в истории. Король Эдуард заказал у испанца Раймонда Луллия 60000 фунтов золота для чеканки монет. Предоставил ему ртуть, олово и свинец. И что же Луллий? Он получил-таки золото. И количество, и качество его было впечатляющим, так как те нобли использовались в крупных сделках и до сих пор хранятся в музеях. Это кажется невероятным! Однако, возможно, в документах была опечатка, и нулей было куда меньше?

После смерти императора Рудольфа, для которого поиск «философского камня» превратился в манию, было обнаружено золота и серебра в слитках больше всего национального запаса. Все оно было очень высокой пробы практически без примесей. Невероятно для того времени, но факт.

Интересный факт, в середине 20 века была попытка воспроизведения всего процесса изготовления философского камня по рецептам средневековых исследователей. В конечном итоге был получен чистейший хлораурат серебра – великолепные кристаллы ярко-рубинового цвета. Со временем алхимики начали искать некую магическую субстанцию, составляющую философского камня, дарующую вечную молодость и бессмертие.

Талантливый алхимик

Фанатам поттерианы хорошо известно, что создателем философского камня был Николас Фламель. Другое дело, что такая личность действительно существовала. Первые лет двадцать его жизни не представляют особого интереса. Это была обычная жизнь вполне обычного человека. Все самое интересное начинается для нас и Фламеля с 1357 года, когда он – уже солидный владелец маленькой книжной лавки – пополнил свою коллекцию книг документом, известным как «Книга Иудея Авраама». Следующие двадцать лет своей жизни он посвятил попыткам разгадать «тайный смысл» арамейского текста этих страниц. В то время евреям было строго запрещено жить во Франции, поэтому Фламелю пришлось отправиться в Испанию под видом паломника, чтобы завершить перевод книги. После его возвращения домой и возникает миф о том, что секрет философского камня, якобы, оказался раскрыт.

Миф обрел «точку опоры» в связи с долгой жизнью Николаса. К концу своей жизни Фламель был  довольно богат по тем временам, но, так и не обзаведшийся детьми, все свое имущество он распорядился отдать церкви. После смерти алхимика и его супруги появилась легенда о том, Фламель был извещен о своей смерти, сумел ее предсказать и кропотливо к ней готовился. Потом поползли слухи, что эта смерть вообще была талантливо инсценирована, а Фламель вместе с женой где-то укрылся. Легенда обрастает все новыми подробностями, и вот уже все чаще Фламель «встречается» людям после своей смерти, например, на спектакле в Парижской опере 1761 года. Легенды шепчутся, что поддерживаемые эликсиром жизни, полученным из философского камня, Фламель и его жена все еще живы.

Завещание Фламеля, предположительно написанное его тайным последователем, относят ко второй половине XVIII века. Легенда гласит, что первая версия завещания, написанная собственноручно Фламелем, была зашифрована на полях карманной псалтыри. Алхимик доверил ключ от шифра только своему племяннику. Каждая буква секретного текста имела четыре варианта написания, а сам код состоял из 96 знаков. В 1758 году, потратив немало времени и титаническими усилиями, код расшифровал те, у кого имелись копии — Антуан Жозеф Пернети вместе с Сен-Марком. Через четыре года Пернети в литературном издании того времени заявил, что найдено неизвестное произведение Фламеля. Не смотря на то, что оригиналы были утрачены, в 1806 году выходит перевод завещания на английском языке, в немалой степени сокращенного и с некоторыми неточностями. Само завещание обращается к племяннику Фламеля, алхимик говорит, что заберет в могилу рецепт философского камня и просить племянника поступить также. Подробнее история Николаса Фламеля изложена здесь.

Почему камень — «философский»?

sor_stoИтак, причем же здесь философия? А дело оказалось вот в чем. Золото для любого уважающего себя алхимика превращалось из цели сразу в средства. Целью всей их золотоискательской лихорадки было «всего-навсего» вселенское благоденствие, благоустройство всего Космоса. Истинная цель алхимиков была проста до безобразия – они стремились к совершенствованию, «исцелению» несовершенных металлов, а затем и миропорядка. Не зря алхимики очень часто назывались врачами.

К слову, философско-медицинская сторона алхимии присутствует в сказаниях не только Запада, но и Востока. Так, например, китайские алхимики знали секрет «золотой пилюлю бессмертия». И хотя это был в некотором роде аналог философского камня, но выплавлялась эта панацея непосредственно в теле человека. А цель внедрения «чужеродного организма» была следующая полное одухотворение человека (богословский аспект) и приобретение бессмертия (вопрос философский).

Литература разных эпох отражает волнительные поиски философского камня. Так, отец Фауста, словами великого Гете, готовил лекарство от чумы:

«Алхимии тех дней забытый столп,

Он запирался с верными в чулане

И с ними там перегонял из колб

Соединенья всевозможной дряни.[…]

Людей лечили этой амальгамой,

Не проверяя, вылечился ль тот,

Кто обращался к нашему бальзаму».

«Едва ли кто при этом выживал», — вспоминает Фауст с горькой усмешкой. Алхимики «химичили» с зельями знатно, и не всегда их опыты на людях были удачными. Особого внимания заслуживает рассказ писателя-эрудита Хорхе Луиса Борхеса. Он повествует о поучительном разговоре между врачом-алхимиком Парацельсом и неким юношей, который пришел проситься к нему в ученики. Парацельс говорил, что если юноша тешит себя надеждой создания золота, то им не по пути. Но юноша ответил, что не золото его манит, а Наука. Он желал пройти путь к Камню вместе с учителем. И вот что ответил ему Парацельс: «Путь — это и есть Камень. Место, откуда идёшь, это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь».

Кажется, многие из нас, прочитав эти слова, уверятся, что им философский камень никогда не дастся в руки. Поиск философского камня будит научную мысль, не напрасно алхимики повторяли: «Преобразуйте себя из мёртвых камней в живые философские камни!».

Только камень заполучить нелегко. Предупреждение оставил сам Мефистофель:

«Им не понять, как детям малым

Что счастье не влетает в рот.

Я б философский камень дал им —

Философа недостаёт!»

Метки:

Поделись статьей с друзьями!