Взлет T. Rex. От признания к славе

T rex

(Читать первую часть…) Тем временем продолжалась работа над очередным альбомом, который получил лаконичное название «Т. Rex». Большая часть материала для этой пластинки была записана еще до выхода «Ride А White Swan», и, соответственно, не совпадала с «новым курсом». В интервью того времени Марк избегал говорить об этой пластинке, поскольку ее стилистика не вполне соответствовала его новому имиджу. Но, возможно, он сознательно выбрал более старый материал — ведь успех мог оказаться всего лишь миражом, и сжигать мосты только потому, что какая-то песня понравилась широкой публике, было, по меньшей мере, недальновидно.

Альбом поставил точку на предзвездном этапе истории электрического «Т. Rex». Точка эта получилась весьма элегантной. Подобранный с безупречным вкусом материал производил впечатление внутренней цельности и законченности. На пластинке преобладали баллады — «А Root Of Star» и «Diamond Meadows», «Suneye» и «Childe». Те же композиции, которые на концертах переходили в сплошной десятиминутный гитарный экстаз, например, «Jewel», здесь были сознательно смягчены. Вершиной же альбома стала композиция «Seagull Woman», в создании которой Болану помогли его американские друзья Ховард Кэйлан и Марк Волман. Познакомившись с Марком во время его злоключений в Америке, эти два вокалиста группы Turtles моментально раскусили английского «расчетливого эльфа» и взяли его под свое покровительство. Оказавшись в Англии (теперь уже в составе Mothers Of Invention), Ховард и Марк (Волман) не замедлили навестить старого знакомого и были приглашены в студию для записи «Seagull Woman». Их высокие неземные голоса сделали песню настоящим произведением искусства.

Альбом символично начинался и заканчивался од ним и тем же небольшим отрывком из песни «The Children of Ram», Эта композиция изначально предназначалась для одноименной рок-оперы, которая должна была соединить все кусочки Болановской фантазии и мифологии, до этого беспорядочно разбросанной по наброскам, черновиками и неоконченным фрагментам книг. Если бы не пришедший внезапно ошеломляющий головокружительный успех, который требовал от Марка все большей концентрации сил на рок-музыке, следующей пластинкой, возможно, стала бы именно «Children of Ram». Но все получилось иначе…

Эта премьера совпала с еще одной. 12 декабря 1970 года Т. Rex официально объявили о расширении состава и представили публике бас-гитариста Стива Карри. Этот шаг, со стороны казавшийся столь неизбежным и естественным, был для Болана результатом долгих мучительных раздумий. Прекрасно осознавая необходимость присутствия постоянной ритм-секции, он настолько не хотел связываться с новыми людьми, что на многие концерты приглашал в качестве басиста Висконти. Однако наступил момент, когда продюсер взбунтовался, и Марку ничего не оставалось делать, как поместить очередное объявление в «Melody Maker» (старейший в Великобритании музыкальный еженедельник).

Арендовав для прослушивания небольшой школьный зал, Марк и Джун Чайлд (теперь уже Джун Болан) приступили к отбору кандидатов, которых набралось превеликое множество. Но наметанный взгляд Марка быстро выделил из толпы искателей приключений сдержанного, немногословного, никому не известного бас-гитариста, который оказался мастером своего дела.

Steve Carrie появился на лондонской сцене недавно, переехав сюда из маленького северного городка Гримсби вместе с джаз-группой The Rumble. Коммерческий успех оказался не по зубам провинциальным виртуозам, и на группу обрушилась целая серия бед и неудач, которые привели к распаду.

Однако Стиву Керри понравилась бурная столичная жизнь, столь непохожая на его монотонное будничное существование в Гримсби. Ему казалось — что-то должно произойти, и объявление в «Melody Maker» он воспринял как знамение. Хотя он и не был поклонником «хипповского» периода Tyrannosaurus Rex, и даже отдаленно не представлял себе, чем собирается заниматься его новая группа, они с Марком сразу же нашли общий язык. Новый басист приступил к репетициям. Последняя проблема вопрос об ударнике встал особенно остро, когда стало ясно, что Микки Финн не сможет, да и вряд ли захочет совмещать роли ударника и перкуссиониста. Правда, на сей раз метод газетных объявлений себя не оправдал. После пары дней утомительных прослушиваний Марк отправился развлекаться, оставив вместо себя Стива. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не Тони Висконти, у которого на примете был барабанщик из интересной, но малоперспективной группы Legend.

Bill Fyfield (которого новые друзья сразу же прозвали Биллом Леджендом), хорошо подготовился к «экзаменам», переслушав все пластинки Tyrannosaurus Rex. Он уже почти убедился в своей полной непригодности, но при первой же встрече в студии Марк заставил Билла сыграть ему все рок-н-ролльные хиты, какие только смог вспомнить, — тот был в восторге, потому что недавно закончил британское турне с Billy Fury — одним из героев рок-н-ролла.

Без долгих репетиций новый состав начал записывать очередной сингл, которому суждено было поднять Т. Rex к вершинам популярности и на какое-то время стать национальным гимном английских подростков — «Hot Love».

«Что ж, эта вещь еще более коммерческая, — провозглашала «New Musical Express», — здесь даже присутствует длинный припев, который можно петь просто на «ла-ла-ла», где Болану вторят восторженные приглашенные музыканты — и Вы наверняка не удержитесь от искушения петь вместе с ними! В самой простоте этой вещи — ключ к ее несомненной будущей популярности — плюс заразительный четкий ритм…!»

Счастливый автор нового суперхита так охарактеризовал свое творение: «Я написал «Hot Love», потому что хотел сделать рок-пластинку. Я знаю, что она абсолютно ничем не отличается от миллионов других песен, но надеюсь, что в ней есть кое-что и от меня — это счастливая пластинка, и я хотел сделать хитом песню из 12 тактов — впервые со времен «High Heeled Sneakers» . Хотя я совсем не был уверен, что у меня получится. Как-то ночью мы хорошо выпили, и просто записали эту песню, — я не представлял себе, что она станет такой популярной. Она мне просто нравилась, только и всего».

Марк Болан

Марк Болан в глэм-роковом амплуа

Старые поклонники Т.Rex были в недоумении. Они привыкли к своему Марку — тихому маленькому менестрелю с прозрачными чертами лица, распевающему причудливые песни о своих волшебных мирах, и не могли узнать его в новой сияющей поп-звезде. «Что с тобой стало, Марк?» — в ужасе думали его бывшие почитатели, глядя, как меняется стиль его одежды, манера общения с прессой и, что самое страшное, музыка и стихи. Они были рады, что Марка наконец-то признали, и что теперь их любимец с каждым днем становится все популярнее, но они не могли простить ему своего разочарования. Что же чувствовала сама звезда?

Марк был счастлив, его глаза сияли, когда он видел в газете или журнале свои фотографии. Он победил — значит, и все его друзья должны радоваться вместе с ним, а если кто-то не хочет принять его в новом амплуа — что ж, пусть ищет себе другого кумира. Он — Марк Болан, он шесть лет боролся с равнодушием и непониманием большинства, и теперь, осуществив свою мечту, он не намерен отступать.

«Я знаю, что представляю из себя, и что из себя представляет моя музыка; если кому-то она не нравится, мне очень жаль, но сам я никогда еще не был так доволен… я удовлетворен и как музыкант, и как поэт, что не менее важно. Многие думают, что если я отошел от многослойных описаний сложных образов, я больше не поэт. Но то, что я пишу сейчас, это поэзия моей души»

Тем временем в студии кипела работа над новым синглом, получившем название «Get it On». Помимо основного состава, в записи уже по традиции участвовали Ховард Кэйлан, а также известный клавишник Rick Wakeman. Болан только учился быть звездой и с удовольствием рассказывал журналистам о ходе записи: «На самом деле запись гитары, бас-гитары, ударных и вокальных партий на «Get ft On» заняла у меня 10 минут. Затем мы записали это еще раз, на что ушло еще 5 минут. Но потом мы привезли пленки из Америки, пригласили Иена Макдональда сыграть на саксофоне, а потом еще добавили струнные. Единственное, на что ушло много времени, так это на запись партии соло-гитары — я сделал 4 варианта, но все их забраковал. Потом я записал ее еще раз и добился того, чего хотел. Рик Уэйкман сыграл для нас партию пианино — просто зашел в студию, послушал нас и сыграл… Еще 5 минут, и все было готово».

Electric Warrior

обложка альбома Electric Warrior

Казалось, что популярность Т.Rex растет не по дням, а по часам. «Electric Warrior», вышедший в сентябре 1971, разошелся моментально, а «Get It On» (единственный американский хит Марка) стал многомиллионным бестселлером, водрузив тем самым Т.Rex на почетный пьедестал «Лучшая группа Великобритании 1971 года».

Сам Марк был доволен как собственным творением, так и произведенным эффектом: «Теперь мы добились законченности в саунде, мы записываем песни так, что в них ничего нельзя изменить. Это песни момента, с навязчивыми мелодиями, но слова в этих песнях такие, что никто не может сказать, что я продался. Они очень личностные и отражают то, чем я живу. По-моему, из всех моих альбомов он самый расслабленный, потому что был записан между концертами в Америке. Я хотел сделать для начала грубый вариант, чтобы определить его звучание, но получилось так хорошо, что мы решили оставить эту запись как окончательную версию. Это — альбом общения, для меня в этом и заключается смысл игры… Но там есть действительно стоящие вещи, и вы поймете это, если прослушаете запись через наушники, — пущенная наоборот запись гитары, причудливые струнные аранжировки…»

Победа была полной и окончательной. «Electric Warrior» содержал в себе все, чего не хватало подросткам. Он получился настолько ярким, энергичным и сильным, что покорил даже критиков, но главная прелесть альбома была в том, что в нем слились в едином танце все фантазии Марка. Именно это делало его таким разнообразным: «Mumbo Sun» — казалось бы, простое любовное признание, но, сколько жизни и энергии! С каждым куплетом их становится больше и больше — Марк знает, как поднять вам настроение. Вместе с романтичным Космическим танцором мы плавно попадаем на следующую дорожку — «Jeepster»: конечно, он не нуждается в представлении. Дальше — сказочный Монолит: Марк философствует и делится своими мыслями. Но нельзя останавливаться — впереди нас ждет истинный Болановский рок-н-ролл: «Lean Woman Blues» (название говорит само за себя), «Get It On» (он уже стал №1), «Motivator» (здесь Марк передаст привет незабвенному Чаку Берри). Нам предстоит еще встреча с таинственной Королевой планет и с электрической ведьмой, прежде чем мы подойдем к финалу альбома, который был представлен двумя совершенно непохожими друг на друга песнями Болана — «Life ‘s А Gas» (тихая и завораживающая баллада, еще один пример Марка-философа) и «Rip Off» (оглушительная рок-н-ролльная скороговорка)…

Каждый начинающий музыкант, даже самый юный и неопытный, в душе считает себя рожденным для славы. Слава видится ему в самых сокровенных мечтах, само слово ласкает ему слух и, закрыв глаза, он представляет себя владельцем роскошного роллс-ройса, лениво дающим интервью и окруженным целой свитой поклонников и фоторепортеров. Он не очень хорошо представляет себе, как всего этого достичь, но знает, что это — предел мечтаний и что ради этого стоит жить и работать, не отвлекаясь на праздный отдых и туризм. Марку Болану исполнилось двадцать четыре года, когда он вдруг осознал, что добился всего, что раньше ему только снилось: слава, деньги, поклонники — теперь все это лежало у его ног. Ни одна музыкальная теле- или радиопрограмма не обходилась без того, чтобы не поставить «Jeepster», Джун не успевала отбивать телефонные атаки репортеров, а на всех печатных изданиях имеющих хоть какое-то отношение к музыке, Марк видел свое собственное изображение. «Спешите купить последний сингл Т.Rex!», «Болан — звезда тинейджеров и предвестник новой эры!», «Марк Болан — спаситель рок-сцены!», «Марк!», «Марк!», «Марк!»… Критики были в откровенном шоке, газетчики — в восторге, а публика без лишних слов спешила поприветствовать своего нового короля.

Метки: