Василиск

ВасилискВасилиск, полузабытое средневековое чудище со смертоносным взглядом, олицетворяет такие человеческие пороки, как высокомерие, вероломство, низкое вожделение, распутство и любовь к роскоши.

В переводе с греческого имя этого монстра означает «царек», поскольку в древности василиском называли коронованную змею. Плиний Старший, автор многотомной «Естественной истории», так характеризует василиска:

«…в длину он не более двенадцати дюймов, на голове у него белая маковка наподобие диадемы. Свистом он обращает в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как остальные, но шествует, поднимая среднюю часть».

Другой античный писатель, Гай Юлий Солин, в книге «Собрание достопамятных сведений» набросал такой портрет опасного существа:

Василиск«На вид — это змея длиной почти в полфута. Голова василиска как бы перехвачена белой повязкой… Когда василиск передвигается, половина его тела ползет по земле, а другая половина круто задрана вверх. Шипения василиска страшатся даже змеи, так что, заслышав его, они поспешно скрываются».

В приведенных отрывках речь идет, по-видимому, о реально существующей рептилии, и, скорее всего, ею является кобра, чей раздутый капюшон издали можно принять за корону или диадему.

С течением времени образ коронованной змеи изменился до неузнаваемости. В Средние века василиском называли уже не кобру, а мифическое гибридное существо в виде четырехногого коронованного петуха с телом ящерицы, когтистыми перепончатыми крыльями летучей мыши и драконьим хвостом. В этом фантастическом обличии василиска часто именовали кокатрисом, намекая на его скандальное родство с петухом.

Античные и средневековые источники по-разному объясняли и происхождение пучеглазого монстра. Первые считали василиска порождением Медузы Горгоны, унаследовавшим от чудовищной мамаши дар превращения в камень всего живого. Вторые возлагали ответственность за его появление на старого свихнувшегося петуха, отложившего в навозную кучу змеиное яйцо. Совершив столь неприглядный и нелепый поступок, петух гордо удалялся, а всю дальнейшую заботу о его уродливом потомстве брала на себя милосердная болотная жаба, терпеливо высиживавшая яйцо до момента рождения василиска (кокатриса).

О характере и образе жизни василиска античные авторы измыслили самые нелепые басни. Вновь предоставим слово Гаю Юлию Солину:

«…василиск — пагуба, равной которой нет на земле… Он несет с собой гибель не только человеку и другим животным, но и самой земле, которую это чудовище отравляет и сжигает повсюду, где обитает. Таким образом, василиск уничтожает траву, губит деревья, портит даже сам воздух, так что ни одна птица не может пролететь по воздуху, отравленному губительным дыханием».

Апулей пошел еще дальше, разработав собственную классификацию василисков:

«…существует не один оного вид, а целых три. Один — золотистый, другой — с золотой головой, третий — кровавый, как киноварь, с золотой макушкой…Золотистый, или золоченый, то, что увидит, испепеляет, сделав глубокий вдох. Звездный, то есть золотоголовый в звездочках, что увидит, убивает, иссушивая. Третий, гематитовый и златоголовый, то, что видит или жалит, расплавляет так, что остаются только кости».

Василиск

Самым простым и в то же время наиболее эффективным оружием против василиска является обыкновенное зеркало: взглянув на собственное отражение, страшилище пугается до такой степени, что умирает на месте от разрыва сердца. По легенде, это безотказное средство изобрел не кто-нибудь, а сам Александр Македонский.

Придерживаясь тактики «выжженной земли», василиск убивает все живое на своем пути, образуя вокруг себя мертвую пустыню. Жуткий монстр настолько пропитан ядом, что, даже будучи сражен, остается смертельно опасным.

И все же чудовищную ядовитую тварь можно победить без особого риска для жизни. В качестве оружия против нее те же авторы рекомендуют использовать некоторые виды растений и животных. По их убеждению, василиск пасует перед маленькой хищной лаской, не выносит запаха руты и до смерти боится крика петуха. Апулей советует охотникам на ядовитых монстров обратиться к «траве василиска»:

«Трава василиска произрастает в тех местах, где обитает змей василиск… Если у кого она с собою, ему они не страшны, ибо не смогут убить его своим несущим зло взглядом… У этой травы листья похожи на ивовые, узкие и продолговатые, в черную крапинку, корень напоминает лапу медведя, сок — бело-золотистый, наподобие чистотела, цветы червонного злата».

В средневековых бестиариях все эти «ценные» сведения были систематизированы и дополнены. Тотальному истребителю живых существ, дотоле бесцельно слонявшемуся по ливийским пустыням, было даже поручено полезное дело: наряду с драконами, грифонами и другими фантастическими чудовищами василиск сделался хранителем спрятанных сокровищ. Отсюда и страсть к роскоши, им персонифицируемая.

В христианской религии смертоносная тварь была символом самого дьявола. Святой Августин разоблачил четыре воплощения врага человеческого рода, попеременно принимавшего обличья льва, дракона, аспида и василиска.

В истории средневековой Европы василиск, олицетворявший похоть и прелюбодеяние, понес полную ответственность за людскую распущенность: сифилис, страшное и неизлечимое в те времена венерическое заболевание, прозвали «ядом василиска».

С точки зрения оккультистов василиск вовсе не так уж и плох. Первыми к такому выводу пришли древние маги, открывшие в смертоносном существе массу полезных и чрезвычайно ценных чудодейственных свойств. О некоторых из них обмолвился еще Плиний:

«Крови василиска… приписывают свойство исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавлять от недугов, придавать амулетам магическую и вредоносную силу. Ее называют еще кровью Сатурна».

В средневековой алхимии василиск и вовсе ценился на вес золота, поскольку мог с успехом заменить собою философский камень. Рецепт изготовления волшебного снадобья на основе василиска прост, как все гениальное: молодую особь, а лучше всего детеныша василиска, следует хорошенько прожарить в печи, смешать его пепел с кровью рыжего человека (из расчета пинту крови на кило пепла) и добавить уксус по вкусу. Полученной мазью натирать медные изделия до тех пор, пока они не заблестят, как сусальное золото.

В военном деле XVI-XVII веков сказочный монстр символизировал убийственный огонь и разрушительную мощь осадной артиллерии, так как «василисками» тогда называли тяжелые орудия большого калибра, призванные сокрушать крепостные стены.

В европейской геральдике эмблема василиска, выражавшая военную мощь, бесстрашие и свирепость, нередко использовалась как в территориальных, так и в родовых гербах. В качестве примера можно указать на золотого рогатого василиска, изображенного в гербе датского амта Борнхольм, или на его собрата — кокатриса, занявшего оборону в гербе чешского рода Враждовых.

Василиск – один из самых смертоносных существ средневековой символики. По одним данным, василиск внешне похож на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха. В оккультном и магическом символизме василиска изображают в виде коронованного змея. Поскольку, как принято считать, василиск разрушает взглядом все, на что ни посмотрит, он был принят в качестве магического символа мудрости, пожирание им человека символизирует процесс инициации. Считается, что единственная возможность одолеть василиска – поставить перед ним зеркало.

На заметку »

Спонсор публикации проект bd-ex.ru. Курьер по Москве — это не роскошь, а очень удобная услуга, которой может воспользоваться любой желающий. Еще никогда доставка писем, кореспонденции и небольших грузов не была такой простой.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!