Ведовство и христианство

Ведовство и христианствоВедовство – заманчивая волшебная сказка нашего детства или отражение примитивного сознания древних народов? Массовый обман ловких мошенниц или страшный культ поклонниц диавольских, коих порядочному человеку двадцать первого века страшиться надобно? Да нет, не бойтесь. Настоящая ведьма Вас не съест. Во всяком случае, сразу. Собственно говоря, просто потому, что незачем.

Ведуньи — эти знающие, умудренные опытом люди занимающийеся магией или ведовством, «ведающие» . (Характерно для России)

«В 1598 году, присягаля Борису Годунову, клялись «ни в платье, ни в ином ни в чем лиха никако не учинити и не испортити, ни зелья лихово, ни коренья не давати… Да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лицо… и на следу всяким ведовским мечтаниям не испортити, и кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати… и того поймати»

Из приведенного выше текста очевидно основное занятие ведунов — колдовство, порча посредством кореньев, трав или различных зелий, почему в судебных процессах над колдунами (XVI -XVII) обычно и фигурируют ведуны и зелейники.

Область ведовства была традиционно обширой: верили, что ведуны и ведуньи могут насылать болезни, внушать любовь и отвращение, заколдовать промыслы и т.п. При помощи кореньев и трав старались заручится милостью своих бояр: крестьяни и холопы «носили некоторые сорта трав и кореньев на шее, пили их с водой или же предлагали в еде и питье своим господам. В 1649 г. холоп Пронка говорил на допросе, что один ведун, крестьянин Троице-Серниева монастыря, «показал ему коренья и трав узол с шапку и, выняв ис того узла корень да щепоть малкй травы, дал ему Пронке и велел пить в воде и в пиве, а корень носить на вороту, ино де боярин будет к тебе добр».

По поверьям, из опастности могла выручить трава дя(ге)гиль, дикая заря, коровник.
Вера в особые, колдовские свойства некоторых кореньев и трав была так сильна, что иногда считалось опастным брать или давать цветы незнакомым лицам: с цветком или травой недуг мог переместиться с одного лица на другой. Действие трав и кореньев еще усиливали с помощью наговоров, которые очень сильны.
Обнаженная ведьма

Общением с тонким миром была наполнена наша жизнь на протяжении многих веков. Это не было философской загадкой, отдаленной от практической жизни. Глубокое сплетение мира тонкого и мира «обычного» наполняло сознание и каждодневную жизнь русского человека. Резные украшения домов с правильной, обережной резьбой должны были охранять дом от недобрых влияний. Уходя в лес, что-то подносили лешему, «чтоб не попутал». Простые девушки «ворожили суженого» после работ по дому. А уж в такие важные моменты как рождение и свадьба, смерть и переезд в новый дом соблюдение магических ритуалов было обязательным.

Вот только это не было «магическим ритуалом» в его современном понимании (произносится страшным загадочным голосом), когда в мыслях сразу представляются черные алтарные покрывала, свечи и завывание ветра. Это было просто правилами безопасности и залогом успеха в делах. Магия была реализована в самой обыденной жизни, в языке и поверьях, обрядах и преданиях-заветах старины. Ведь старые обряды да праздники не были служением богам в религиозном смысле этого слова. Богов почитали, как почитают родителей. С духами жили, как живут в одном доме с родными. Часто называли, например, дедушкой. За помощью обращались, как к старшим товарищам. И они помогали.

Ведовские знания вытравлялись в два этапа. Первый – распространение христианства. Всех древних богов, защитников и охранителей, сущностей-помощников, с которыми привыкли жить бок о бок, объявили «нечистой силой» и угрозами и жестокими карательными действиями «за неверие» стали формировать негативное к ним отношение.

Но люди находили выход – вот уж и вправду говорят, что русский кашу из топора сварит: народ поставил церковные образа в красный угол, но не забывал и домовому молока налить. Огнем и мечом велели идти креститься – что ж, не умирать же. Но если в лесу заблудиться не хочешь да волкам попасться – договаривайся с лесовиком. Так и сплелись воедино в традициях русского народа христианство со старыми богами. Например, после христианизации поклонение Перуну в России перенесли на получившего прозвище «громовник» святого Илью, праздник которого отмечался 20 июля обрядами покаяния. Теперь Илья повелевал дождями, и от него, несомненно, зависел будущий урожай. Как тут не почтить? А уж там хоть Ильей называй, хоть горшком. Урожая не будет – голодать всей семье до следующего лета.

Огненная ведьмаВторым этапом стал процесс воинствующего атеизма при формировании и воспитании советского человека. Тут под частый бредень пошли уже и христианские устои. В рамках борьбы с религиозными суевериями были снова выкошены народные традиции. Опять самой что ни на есть прямой угрозой и запугиванием.

И снова пристроился народ: нельзя без партбилета на нормальную работу устроиться, что ж, вступим. А то, что на кладбище в косыночках ходим да еще, поминая, пьем-едим на кладбище вопреки даже христианским заветам — так что ж с того? Ходим и ходим. Привыкли. Да и зеркала завесили при покойнике – как принято в народе. Блины на масленицу напекли – ну так что ж не напечь блинов-то, при чем тут религия, магия и все прочее? Вкусное такое дело блины, знаете ли… Все так делают. Но по деревяшке-то постучим, чтоб все нормально прошло, чтоб новое назначение не сглазить, ради которого пришлось в партию вступать.

Вера в колдовство универсальна, однако не существует универсального определения колдовства, поскольку это слово имеет различные значения в различных культурах и в разные периоды времени. Тем не менее, все мы знаем: есть вещи, которые издавна были и всегда будут. К их числу относится и магия. Магия и волшебство использовались с доисторических времен для обретения контроля над силами природы и улучшения повседневной жизни. Антропологи определяют колдовство как врожденный дар — использование мистической силы, способность воздействовать психически, без необходимости обращаться к ритуалам или заклинаниям. Это определение применимо при определенном магическом подходе, но в современном колдовстве мы часто имеем в виду с работу с Силами и сущностями тонкого мира.

Ведьмы-жрицы древних племен были хранительницами знаний, передававшихся из поколения в поколение: методов лечения болезней, мастерства помощи в родах, руководство различными обрядами, важными для выживания всего поселения, такими, как обряд вызывания дождя, обряды плодородия. В эпоху древнего матриархата неолитических поселений, где мужчины занимались преимущественно охотой, обеспечение благополучия семьи и племени, в том числе и колдовство, шаманство и помощь в иных трудных ситуациях было делом женщин.

На территории наших предков ведьмы занимались гаданием и знахарством, проводили обряды жертвоприношения богам. Примерно тем же самым занимались в стародавние времена мужчины-волхвы. Отличие заключалось в том, что волхвы производили в первую очередь, общественные магические действия (например, возглавляли празднества, проводившиеся в городах и селах), тогда как в домашнем обиходе и в решении практических проблем, например в вопросах гадания о личной судьбе, в лекарском знахарстве основная роль принадлежала именно женщинам-ведьмам.

По мнению исследователей-антропологов, скорее всего, в древности в каждом доме была своя ведьма – старшая из женщин, исполнявшая необходимые обряды, которые должны были способствовать благополучию семьи и хранившая семейный очаг от всяких бед. Подобные хранительницы семьи всегда существовали в селениях в славянской истории да и в других культурах. Хозяйка зачастую не просто следила за достатком и порядком в доме и в семье, готовила, прибирала, ухаживала за домашними животными и т.д., она же совершала определенные обряды, что должны были уберечь дом и двор от беды, от болезней, от бедности и лихих людей.

Конечно, помимо магии дома и семьи, существовали и женщины-жрицы, отправлявшие религиозные обряды, оказывавшие влияние на жизнь всего селения. Они же служили божествам женского пантеона или самой Великой Богине. Конечно, тогда ведьмы пользовались большим уважением и почтением окружающих, ведь от них зависело в немалой степени, будет ли урожай обильным, а жизнь сытой и спокойной, не наступит ли засуха, не придут ли моровые болезни и беды.

Но с приходом христианства, когда церковь объявила монополию на магические действия, эти мудрые ведающие женщины в народном сознании превратились в демонических вредоносных существ. Во время совершенно дикого периода «охоты на ведьм» в Европе пятнадцатого — восемнадцатого веков ведьмы стали считаться еретиками, поклонявшимися дьяволу и занимающимися омерзительными делами, такими как «наведение злых чар, изменение внешнего облика, распущенные дьявольские танцы, совокупление с демонами, каннибализм, вампиризм и полеты по воздуху».

Писание утверждает, что существуют бесы и ведьмы и что они являются врагами рода человеческого». И пусть прошло немало лет, и никого уже не жгут на кострах, тем не менее, ассоциации ведьмовского искусства со злом и дьяволом существуют и в современной культуре. Борцы за возрождение ведьмовства на Западе дали ему новое определение как неоязыческой религии поклоняющихся Богине и Рогатому Богу, не имеющим связи с христианством или дьяволом. Кроме того, неоязыческое ведьмовство (Викка) дозволяет использование магии во благо, а не во зло. «Викканские поучения» гласят: «Делай, что тебе угодно, если это никому не вредит».

Неоязыческое ведьмовство, официально получившее развитие на Западе с 50-х годов двадцатого века, являет собой малую часть видов колдовства, практикуемого во всем мире. Да и открытие было, большей частью, выведением на свет и развитием старых колдовских традиций. Это колдовское возрождение прежде всего ассоциируется с такими личностями как Александер Сандерс и Энтони Ла Вей.

По большей части колдовство, как и все неизвестное, воспринимается общественностью со страхом и недоверием, хотя и предоставляет людям и важную социальную функцию, позволяя исправлять зло и избегать горестей, стрессов и проблем.

По «официальной версии» при помощи ритуалов, заклинаний, чар, вызывая духов, ведьмы манипулируют сверхъестественными силами для достижения своих целей, добрых или злых в глазах общественности. По факту ведьмы – это как раз знающие естественные законы мира, обладающие чутьем и Даром, живущие с ощущением единства вселенной, потоков мироздания и дыхания Бога и Богини в каждом явлении.


Опубликовано при поддержке voznesenskij.com. Вознесенский Александр Юрьевич практикующий маг и на этом сайте вы сможете воспользоваться его услугами. Весь спектр магических услуг по желанию клиента. Естественно все детали обсуждаются индивидуально. Все подробности по ссылке.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!