Ворон. Символ разных народов

ravnИ сидит, сидит над дверью Ворон, оправляя перья,
С бюста бледного Паллады не слетает с этих пор;
Он глядит в недвижном взлете, словно демон тьмы в дремоте,
И под люстрой, в позолоте, на полу, он тень простер,
И душой из этой тени не взлечу я с этих пор.
Никогда, о, nevermore!
Эдгар По (Перевод М. Зенкевича)

По поверьям, мудрая птица ворон даёт способность к ясновидению, а еще дружит с волками. Такая необычная дружба совсем не редкость для сказаний северных широт. Чаще всего ворон в сказаниях птица вещая и зловещая, но, как выясняется, что она способна не только «накаркать» беду.

Ворон. Символ в мифологии

Мифы и легенды разных народов часто говорят о вороне как о вестнике беды. Демонизм этой птицы раскрывают африканские, азиатские и европейские предания, включая славянскую мифологию. Помимо этого, демоническое происхождение и дар приносить беду на своих крыльях приписывают и вороне. Их считают пособниками темных сил, благодаря темной и мрачной окраске оперения ворон – символ всяческих неприятностей с древнейших времен. Кому как не ворону дополнять антураж во время сеанса связи с потусторонними силами и быть проводником между царством мертвых и нашим миром?

Ворон, согласно сказаниям разных народов, ассоциируется с разрухой и войной, болезнями и голодом. Христианство объявило ворона носителем греха и вообще наместником Сатаны – в качестве антипода белоснежному кроткому голубю, символизирующему Святой Дух. По поверьям, европейцев вороны спускались на поля битв, чтобы поживиться глазами павших и заодно напророчить несчастья и горе оставшимся в живых. Крик ворона предвещал скорую погибель, но это не мешало умирающему герою легенд попросить его передать родным или любимой весточку о своей смерти. Кроме того, ходили истории, что нечисть типа чертей могла принимать облик чернокрылого ворона.

Однако, даже в христианстве для птицы нашелся и положительный символ. Ворон был знаком надежды. Якобы пророк Илья превращался в птицу и приносил Иисусу в пустыню пищу.

Впрочем, есть и другая довольно популярная точка зрения, и в прямом и переносном смысле «обеляющая» красивых и гордых птиц. Например, древнееврейская легенда говорит о том, что изначально цвет оперения ворона был белоснежным, как снег. А в черный цвет ворон окрасился только из-за того, что не смог принести Ною радостную весть о спаде уровня воды, вернувшись из разведки. Высшие силы во все века были скоры на расправу, поэтому и наказали честную птицу за то, что не посмела она сказать неправду, обрекая ее питаться падалью и лишив белоснежной окраски.

Словом, из-за противоречивости и недостатка логики ворон приобрел невероятно двойственное значение. Так, если в одной культуре его объявляют носителем тьмы, то другой народ превозносит его как ясное солнце. Такой вот прелюбопытнейший оксюморон – черный-черный ворон со светлым, ярким солнышком. На удивление, это явление имеет и свою мифологическую логику. Считалось, что только ворон был способен добраться до солнца с его блестящим черным оперением невредимым и передать ему послание от людей. В основном такая версия присутствует в легендах и поверьях тех народов, которые поклонялись какому-либо Солнечному богу.

Если обратиться к мифологии Древнего Китая, то эта птица – некая сущность, покинувшая наш мир и эмигрировавшая в высшие сферы. По сути, китайцы признавали, что человек в сравнении с вороном оказывался на менее высокой ступени духовности. Зато африканцы не приписывали воронам чрезмерную «волшебность» — для них эти птицы служили лишь помощниками, способными предупредить об опасности.

Зато североамериканские индейцы тоже думали, что магия ворона – скорее положительное явление. Индейские сказки рассказывают о вороне, как о хитрой и умной птице. Ворон – символ находчивости и смекалки, которые позволяют ему выходить из множества сложных ситуаций без особых потерь. А порой – не только без потерь – но еще и в «плюсе», удачно одурачив незадачливых оппонентов.

И, естественно, как не вспомнить о том, что индейская культура питает особый трепет к птичьим перьям, которые используются в изготовлении одежды, предметов быта, шикарных головных уборов и даже оружия. Нет смысл отрицать, что происхождение перьев тоже имело немалое значение. И перья ворона в плане предпочтений были отнюдь не на последнем месте. А еще, согласно поверьям некоторых племен, ворон сотворил нашу Вселенную и стал ее верховным божеством Демиургом.

И, конечно, русские волшебные сказки предлагают нам образ ворона-советчика, который знает где найти живую воду и оживить добра молодца.

В созвездии Ворона

ravenjpgВорон – небольшое созвездие в южном полушарии, о названии которого есть интересный миф. Древнегреческий Бог Аполлон, чей лик сиял словно солнце, не любил проводить время на Олимпе. Куда больше ему нравилось бродить среди людей, развлекая их игрой на лире.

Аполлон даже в самых отдаленных селениях, спрятавшихся за неприступными горами. Однажды он посетил одну из деревушек по другую сторону Тембийской долины. Встретил он там девушку, прекраснее которой еще не встречал: стройную, высокую, с ясными веселыми глазами синего цвета, а волосы ее струились почти до земли. Девушку звали Коронида. Очарованный той, чья красота не уступала красоте бессмертных богинь, Аполлон взял ее в жены. Коронида родила ему сына, с такими же сияющими как звезды глазами как у матери. Назвал Аполлон сына Асклепием.

Сердце бога было переполнено радостью, а вместе с ним радовалась его лира, звонкой музыкой восхищая окрестные леса и горы. Обрадовались и другие олимпийцы этому событию и  ознаменовали его веселым пиршеством. Счастливой стала жизнь Корониды и Аполлона. Они с волнением и радостью наблюдали, как маленький Асклепий прислушивается к жизни леса, собирает цветы и лесные ягоды.

Жил у Аполлона большой ворон с блестящими, как серебро, перьями – согласно легенде этот окрас имели все вороны. Но отличался божественный спутник от своих обычных собратьев. В полете он обгонял стрелы и говорил языком человеческим.

Когда Аполлон уходил в дальние края, он говорил жене, что желает каждый день слышать, как она и Асклепий без него живут. Для этого он будет присылать к ним ворона, а тот, вернувшись, докладывать, что увидел. Однажды отлучка бога затянулась. Но ворона он отправил к Корониде на следующий же день.  Быстро домчал ворон, привет от Аполлона передал, разузнал все об Асклепии и назад помчался быстрее ветра.

Ворон ощущал нетерпение Аполлона и потому прокричал ему еще издали: «Коронида чувствует себя хорошо! Асклепий растет!» Ежедневно летал ворон туда и обратно. Но в один день вернулся быстрее, чем обычно. А вместо связного рассказа повторял только «Кор… Кор… Кор…» Долго бился Аполлон, прежде чем сумел разобрать, что же хочет сказать ему птица. «Коронида только веселится со своими и совсем не заботится о твоем сыне», сказал ворон. И после этого замолчал. В гневе Аполлон сорвался с места, чтобы своими глазами убедиться, правду ли принес ему на крыльях ворон. Вот он уже и у рощи, где стоял его дом. Заметил он на ветвях дерева белую одежду супруги, а потом увидел и саму Корониду, бегущую в лес. Мелькнула мысль – «не солгал ворон», а рука ревнивого бога уже спустила тетиву лука, направляя в Корониду стрелу. Раздался душераздирающий крик, и Коронида упала.

Приблизился бог, желая посмотреть в глаза женщине. Умирающая Коронида прошептала, что с Асклепием все хорошо, а она, заприметив вернувшегося мужа, бросила свои одежды на дороге, чтобы было легче бежать ему навстречу. Все свое время она проводила в заботах о сыне, он подрос и уже учится говорить. Наклонился Аполлон, чтобы поднять с земли Корониду, обнять, но душа ее уже отлетела в царство мертвых.

Глубоко опечалился бог. А тут подлетел ворон и раскаркался: «Кор… Кор…» Взъярился Аполлон и проклял лживую птицу: «Будь ты проклят! Никогда больше ты не сможешь сказать ни слова, а будешь только каркать! И пусть перья твои черными станут, как деготь!» С той поры все вороны стали черными.

Аполлон обернул ворона в созвездие и поместил на небо, чтобы напоминало оно человечеству о лжи и удерживало от необдуманных, поспешных поступков.
Другая версия этой легенды говорит о том, что якобы неверную жену убила сестра Аполлона Артемида. А бог забрал своего сына на Олимп, который стал известен как бог исцеления.

Впрочем, есть и другая, менее романтическая история, о том, что ворон по приказанию Аполлона летал, чтобы наполнить его чашу. Вернулся ворон спустя несколько дней, вдоволь наевшись инжира по пути, а чаше принес водяную змею, которую и обвинил в своей медлительности. Бог раскусил обман и наказал птицу. Миф говорит, что именно поэтому голос ворона – это скрипучее карканье. В назидание бог поместил ворона, чашу и змею на небосвод.

К слову, самой яркой звездой в созвездии Ворона является его гамма — Gienah (от арабской фразы «правое крыло ворона»).

Трехлапая ворона

raveВстречается и такой необычный персонаж в мифах мифах Азии и Северной Африки. В азиатских странах этот ворон – символ Солнца. Впрочем, первые упоминания этого «мутанта» встречается в монументальной живописи Древнего Египта.

В китайской мифологии эта птица зовется «саньцзуу» и популярный персонаж многих историй. Изображение Саньцзуу (встречаются и памятники неолита среди картинок) входило в число двенадцати медальонов, которые украшали одежды императоров Древнего Китая. Самый популярный вариант история о вороне с тремя лапами рассказывает о янъу (во́рон-ян, золотом вороне). Обычно перья янъу окрашивали в красный цвет вместо черного.

Согласно легендам, на десяти солнцах поселились десять солнечных воронов. Каждый день один из них присоединялся к богиня Сихэ, облетавшей на своей карете весь мир. Спускались они на землю, чтобы покушать вкусных трав, но Сихэ по непонятным причинам этого не одобряла и закрыла воронам глаза. Помимо этого, легенда говорит о том, что около 2170 года до н. э. мир загорелся из-за того, что все десять птиц выехали в мир одновременно. В этой истории появился герой Хоу И, который подстрелил девять из десяти птиц и спас мир. Этому событию в Китае посвящён Праздник середины осени.Трехлапыми изображают ворона представители искусста династии Хань. Такие же нефритовые изображения откопаны из захоронений Юнтай времён династии Тан. Такой же ворон встречается в японской мифологии. Это — ятагарасу — «ворон на восемь ладоней». Здесь ворон – символ небесной воли.

Неисчислимые черные стаи, кружившие по небу, неожиданно нашли отражение в древнерусской арифметике – невозможные для  средневекового ума цифры — от 10 до 100 миллионов назывались термином «ворон» на Руси.

Сегодня копилка символов поймала еще выражение «белая ворона». Как известно, так называют человека, особо резко выделяющегося из его окружения, но в словах этих больше холодности и отчуждения, чем одобрения.