Мифический кентавр

kent_1Кентавры известны нам как вымышленные существа, пришедшие из мифов Древней Греции. Дикие обитатели непролазных лесов и неприступных гор, они представляли собой нечто сверхъестественное – получеловека-полулошадь. По одной из версий эти чудесные существа произошли от союза Иксиона, сына бога войны и Тучи, волею Зевса принявшей облик Геры. Отсюда их нелестное название «тучеродные звери». Действительно, кентавры славились воинственным нравом и символизировали животную сторону людей. Говорят также, что они были потомками сына бога Аполлона и магнесийских кобылиц. Огромные создания являлись воплощением силы, отличались невоздержанностью и жестокостью. Славились варварским бытом, отрицая всякие элементы цивилизации.

Кентавры жили сначала в Фессалии и без конца сражались со своими соседями, похищая их жен. Часто их изображали в свите бога виноделия Диониса вместе с сатирами, и бог любви Эрос избирал их для верховых прогулок. Все это подчеркивало непредсказуемость, распущенность в любовных похождениях и склонность к пьянству этих существ.

Легенды o кентаврах

Самым известным представителем в своем роде был Хирон. Бессмертный сын богини Океана Филиры и титана Кроноса, Хирон родился с телом и ногами лошади, но человеческим торсом, головой и руками, и этому есть объяснение. Кронос, втайне от своей жены Реи встречался с Филирой, и, естественно, однажды был застигнут врасплох непосредственно в момент свидания. Опасаясь гнева жены, Кронос принял образ коня. Столь необычное происхождение Хирона послужило развитию в нем положительных черт, в отличие от других кентавров. Благодаря ему, о кентаврах пошла положительная слава, они были названы самым гармоничным творением волшебной зоологии.

Мифический кентавр Хирон был мудрым, терпеливым и добрым. Он славился широкими знаниями в охоте, медицине и военном искусстве, также имел эстетический и музыкальный вкус. Хирон был дружен с богом искусств и предсказаний Аполлоном. Он был учителем и наставником некоторых греческих героев. Ясона и Актеона Хирон обучил охоте. Он дал им столько знаний и навыков, чтобы добывать достаточно дичи и благородства, чтобы не истреблять лишнего. Хирон обучил ремеслу самого Асклепия, который получил бессмертие в награду за искусство во врачевании и медицине. С младенчества воспитывал Хирон Ахилесса – великого героя будущей Троянской войны, вскармливая его мясом диких животных для придания особой силы. Великий мифический кентавр вернул зрение Фениксу (не тому, который птица – символ вечного обновления, а древнегреческому герою-полубогу, ослепленному смертными). Он научил его сначала любить и понимать жизнь по-настоящему, а затем и вылепил ему глаза из смеси порошка драгоценных камней, золотого песка, нектара и амброзии и солнечного луча. Геракл по неосторожности ранил бессмертного Хирона стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдания кентавра были невыносимы, и он обменял свое бессмертие на свободу Прометея, которого Зевс обрек на вечное забвение. Зевс же даровал Хирону место на небе, которое сейчас мы называем созвездием Кентавра.

kentПопулярна и легенда о битве кентавров с полумифическим племенем лапифами, проживающим по соседству. Речь идет о лапифской свадьбе, на которую были приглашены кентавры. Много вина они выпили, и, потеряв разум, стали хватать девушек из племени с целью похищения. Беспощадно крушили они мужей лапифов, но те были не менее могучи и мужественны и кентавры бежали, расселившись по всей Греции.

Известно и другое сражение с участием кентавров. Однажды к благожелательному кентавру Фолу заглянул Геракл по пути за эримантским вепрем. Принес он с собой много вина для угощения всех кентавров. Вино одинаково вскружило голову всем участникам. Гераклу уже разонравилась компания, и он стал отгонять буйствующих кентавров, стреляя в них из лука, стрелы в котором были отравлены ядом лернейской гидры. Сын Зевса тогда почти уничтожил весь род кентавров и именно тогда ранил по ошибке своего друга Хирона.

Впрочем, мифы Древней Греции с множеством божеств и полубогов — не единственный источник для предположений о возникновении кентавров. Есть версия, что образ кентавра возник у этого народа потому, что им, никогда не садившимся верхом на лошадь, первый же встречный кочевник показался созданием, которое было единым с конем. Впрочем, индейцы также верили, что конь и всадник должны составлять единое целое. Легенды говорят, что, увидев однажды, как был повержен всадник, индейцы бросились бежать в страхе, уверенные, что одно животное разделилось пополам. Причем, если первое утверждение подвергается большим сомнениям – все-таки греки знали, что такое лошадь – то для индейцев такое животное было «в новинку». Поэтому куда более правдоподобным звучит объяснение, что создание образа кентавра было осознанным.

Во втором тысячелетии до нашей эры вавилонские кочевники касситы возводили по границам своей империи гигантские каменные изваяния своих хранителей-богов, в сонм которых вошел и мифический кентавр. Одно их таких каменных изваяний выглядело как существо с лошадиным туловищем, крыльями и двумя лицами, одно из которых было мордой дракона и смотрело назад, а второе – человеческое лицо, зрящее вперед. Этот кентавр имел два хвоста – лошадиный и скорпионий. В руке он сжимал лук, ставший традиционным оружием кентавров. Впрочем, никто не пытается приписать касситам «авторство» этого мифического существа.

Стоит отметить, что вариаций Кентавров было придумано предостаточно. Помимо крылатых полулюдей попадались в легендах и человек-осел (онокнтавр), и человек-буйвол (букентавр), и человек-лев (леокентавр) и тому подобное.

Символика и астрология

В астрологии кентавр — знак Стрельца. Относится к огненным знакам. Характерными чертами является двойственность натуры, дикий, грубый, буйным нравом, и, с другой стороны, мудрость, ловкость, целеустремлённость и бесстрашие. Поэтому людям, рождённым под знаком Стрельца, свойственны как все самые лучшие человеческие качества, так и худшие необузданного и любвеобильного создания, готового на самые необдуманные поступки и выпады. Подчеркивается способность таких людей на самопожертвование.

Кентавр отождествляет собой внутреннюю борьбу каждого человека между природной свирепостью и положительными качествами, рассудительностью и животной натурой, дикой природой и чувством собственного достоинства. Этот полуконь-получеловек может стать символом соединения силы и духа, ее направляющего.

Несмотря на то, что особую известность кентавры приобрели в древнегреческих мифах, оказалось, что в христианской культуре также есть место для этого мифического существа. В христианстве в полулюдей заложен не менее интересный символический смысл.

В христианской культуре мифический кентавр предстает символом страсти, чувственности, адюльтера и жестокости. Это образ человека, в котором добро и зло ведут непрерывную борьбу с переменным успехом. Это – еретик или последователь веры, исказивший ее, обесценивший. Кентавр возникает как существо высокомерно и в целом считается полной противоположностью образа благородного рыцаря.

Метки: