Картина Малевича «Черный квадрат» и ее смысл

черный квадрат ценаЗадумывались ли вы почему картина Казимира Малевича "Черный квадрат" стоит так дорого? Напомним, что согласно Sotheby's, стоимость картины на сегодняшний день оценивается в 20 миллионов долларов. Кажется абсурдным, что простая геометрическая фигура, запечатленная на полотне вообще может что-то стоить, но в мире искусства действуют свои законы. Для самого художника черный квадрат стал всеобъемлющим и универсальным символом новой религии, которая должна была прийти на смену старому миру.

Малевич не первый, кто зарисовал полотно черным. Так Роберт Флад написал свою картину "Великая тьма" еще в 1617 году, то есть практически за 300 лет до Малевича. На ней изображен библейский Хаос. Картины 1882 года "Ночная драка негров в подвале" и несколько ей подобных это тоже черный квадрат, который занимает все полотно. Так в чем же оригинальность Малевича? В отсутствии сюжета. В "Великой тьме" Флада есть религиозный подтекст, а остальные это просто шутки и приколы. А вот Малевич шутником не был. Его полотно названо тем, чем и является - черным квадратом.

Малевич создал "Черный квадрат" не потому что не умел рисовать, как некоторые полушутя заявляют до сих пор. У него были полотна в духе импрессионизма, портреты и множество других работ. Как художник он обладал хорошей техникой и он сознательно отказался от нее. Это на самом деле большая жертва для художника. И это первое почему у картины "Черный квадрат" цена такая заоблачная.

Эпоха, породившая черный квадрат

первый всероссийский съезд футуристов

В 1913 году состоялся первый всероссийский съезд футуристов. Слева направо: Крученых, Малевич, Матюшин.

В начале XX века революция была везде. В физике пришел Эйнштейн, в психологии Зигмунд Фрейд (о теории Фрейда кратко и по сути мы уже публиковали соответствующий материал), в философии Фридрих Ницше. Они без зазрений совести разрушали старые идеалы и возводили новые. В искусстве тоже назревала революция. В 1913 году состоялся первый всероссийский съезд футуристов на котором встретились всего 3 человека: композитор Михаил Матюшин, Казимир Малевич и поэт Алексей Крученых. Они даже придумали специальный термин, характеризующий их "движение" - будетляне. От слова "будет". Их целью было рушить негодное искусство и создавать на его месте новое. Первое что они сделали свою собственную оперу "Победа над солнцем". Матюшин написал музыку с шумом и звуками улицы, а Крученых - текст, написанный собственным языком. Малевич же придумал декорации, костюмы и украсил занавес половиной черного квадрата на белом фоне. Так и родился супрематизм. Искусство, которое всеми силами пытается уйти от природы.

Первая выставка супрематизма "010".

Первая выставка супрематизма "010".

Через два года состоялась первая выставка супрематизма, которая называлась "010". В ночь перед открытием Малевич не спал. Он лично развешивал 39 картин и не хотел, чтобы их кто-то видел. Он хотел сокрушить зрителя и ему это удалось. Они зашли в зал и увидели "это": ни портретов, ни пейзажей только прямоугольники, круги и другая геометрия. А в углу у самого потолка, где обычно вешается икона - черный квадрат. Место священного образа заняла абсолютная беспредметность - черная пустота. Это было как удар по яйцам имперскому государству, ведь оно тогда любило таких художников как Васнецов с его русскими мифологическими сюжетами, выполненными в реалистичном стиле, а у Малевича были совсем другие сюжеты.

До падения самодержавия в России и революции 1917 года оставалось чуть больше года. А что дальше? Чего ждать в будущем? Этого не мог сказать никто. Неизвестноть. Чернота. Из "красного угла" на выставке Малевича на людей смотрело само будущее. Черный квадрат Малевича не совсем корректно воспринимать как картину. Это скорее перфоманс, а точнее часть перфоманса. Это своего рода и пророчество и фиксация переломного момента в культуре и истории и это еще один фактор, который повлиял на оценку полотна в современности. И когда кто-то из ваших знакомых, когда вы будете обсуждать черный квадрат малевича спросит в чем смысл, то можете так и сказать своим друзьям, что это полотно не корректно воспринимать вне контекста.

Картина черный квадрат не отпускала Малевича. С этим образом он уже не мог расстаться. Это была его вершина творчества и он возвращался к ней каждый раз в поисках вдохновения. Он написал целых три черных квадрата.

Крик Эдварда Мунка

Четыре версии картины "Крик" Эдварда Мунка

"Я долгое время не мог ни есть, ни спать и сам не понимал, что такое сделал" - говорил сам Малевич. Чистый черный цвет практически не встречается в природе. Черный это отсутствие света. Таким образом Малевич как бы вышел в ноль. Начал искусство с чистого листа. Это похоже на историю норвежского художника Эдварда Мунка. Он постоянно создавал копии своей картины "Крик", потому что ценил её больше всего. Сегодня это самое дорогое полотно Мунка и одна из самых дорогих картин вообще. То же самое и с черным квадратом. Выбор самого художника делает картину дороже.

Судьба Казимира Малевича

Похороны Казимира Малевича

Похороны Казимира Малевича. Последнее шоу мастера.

Начиная с 30-ых годов у Малевича и государства были очень напряженные отношения. Власть хотела реалистичных изображений в духе соцреализма, а картины художника никак этому не соответствовали. Его дважды арестовывали по обвинению в антиправительственной деятельности, но отпускали, когда в правительство СССР отправляли ноты протеста. Для выставки 1932 года Малевич пишет последний Черный квадрат, но когда именно он его написал мы наверное уже не узнаем, так как на всех полотнах он фиксировал не время написания картины, а время, когда к нему пришла идея. Первый черный квадрат датирован 13-ым годом, но скорее всего написан был в 15-ом. Идея для автора была гораздо важнее, чем ее фактическое воплощение.

Ну и последний фактор, повлиявший на стоимость картины это ее участие в последнем шоу мастера - в его похоронах. На гражданской панихиде в Ленинграде на стене висел черный квадрат. Тело художника было покрыто черным холстом с нашитым на нем черным квадратом. Черный квадрат был на крыше гроба со стороны головы. Его вез грузовик с черным квадратом на капоте. И это еще не все. Черный квадрат был нарисован на вагоне поезда, везущего тело Малевича в Москву. Над могилой художника был поставлен белый деревянный куб с изображением черного квадрата.  Согласно завещанию, Малевич был похоронен не на кладбище, а в лесу. Таким образом он вернулся к первоначальной идее созидания и творчества - самой природе.

Черный квадрат стал легендой, а легенды не имеют цены. Малевич создал новую религию, призвал людей отказываться от старой веры, посмотреть на мир иначе. В начале XX верка рушился старый мир и старая религия. Пропаганда говорила о светлом будущем в котором все будут равны и счастливы. Но какое будущее люди увидели в XX веке? Голод, война, угроза ядерного апокалипсиса после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, бескрайнюю черноту и неизвестность космоса. Черный квадрат Малевича в этом контексте оказался пророчеством. Он превратился в символ новой религии, в которой не оставалось места для бога. Когда долго всматриваешься в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя. Так и получилось с черным квадратом. Это не люди смотрели на картину, а картина смотрела на них в лице всего XX века.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о