Кельты и их жрецы — друиды

кельтские друидыПоговорим о кельтах и кельтских жрецах - друидах. Кельты это народ, появление которого относят к шестому веку до нашей эры. В состав кельтов входило множество племен у которых было много общего. Впервые упоминание кельтских племен встречается у Гекатея и Геродота, который обозначил их словом keltoi. Впоследствии это обозначение использовалось всеми греческими авторами вплоть до III в. до н. э. как единственное наименование кельтов.

Римляне же называли всех континентальных кельтов galli. Такие античные авторы как Ксенофонт, Платон и Аристотель о кельтах упоминают довольно мало. Самым замечательным и подробным описанием кельтско-галльского мира является книга Гая Юлия Цезаря "Записки о галльской войне".

Цезарь сообщает что у кельтов существовало три группы людей, которые пользовались особым почитанием - барды, предсказатели и друиды. Вообще Цезарь говорит о том что кельты - это народ который чрезвычайно предан религии. Цезарь дает довольно много информации и о самом загадочном кельтском сословии - друидах, говорит об их 20-летнем обучении и об устном бытовани знаний.

Юлий Цезарь "Записки о галльской войне"

Юлий Цезарь "Записки о галльской войне"

Это был класс профессионально образованных людей - ученых. Друиды сообщали своим многочисленным ученикам сведения о движений светил, о могуществе богов и об устройстве мира. Если кто-то вам скажет, что читал где-то изданные друидеческие оригинальные тексты, то можете смело обвинить его во лжи, поскольку друиды не записывали свое сакральное учение, но не записывали они его не потому что были безграмотными. Напротив! Они замечательно владели чтением и письмом, а для последнего использовали даже три алфавита: греческий (основной), латинский и алфавит какого-либо мертвого кельтского.

Записывать могли все что угодно и где угодно. Все, кроме священных текстов. Что же нам все-таки известно о друидах? Нам известна этимология, то есть происхождение слова "друид". Хотя и здесь до сих пор сущесвуют определенные разногласия.

Этимология слова "друид"

Сегодня многие склоняются к точке зрения древних учёных, в частности Плиния, что оно связано с греческим наименованием дуба — «drus». Второй его слог рассматривается как происходящее от индоевропейского корня «wid», приравниваемого к глаголу «знать». Взаимосвязь с подобным словом выглядит вполне логично для религии, святилища которой располагались в смешанных дубравах средней Европы.

Эта первая по времени этимология, основанная на греческом «drus», получила обширную поддержку в учёных кругах. Возникшая в связи с использованием дуба в галльском ритуале, она породила проблемы, которые долгое время лишь усугубляли колебания лингвистов. Плиний, разумеется, был вполне искренен, высказывая своё мнение, но он, как и все его современники, часто довольствовался народными или образованными по аналогии этимологиями. Если наименование друидов было принадлежностью специфически кельтского мира и может быть объяснено только исходя из кельтских языков, то составляющие его элементы — индоевропейского происхождения: галльская форма «druides» (в единственном числе «druis»), которую употребляет Цезарь на протяжении всего текста «Галльских войн», так же как и ирландское «drui», восходят к единому прототипу «dru-wid-es», «весьма учёные», содержащему тот же корень, что и латинский глагол «videre», «видеть», готский «witan», германский «wissen», «знать», славянский «ведать». Точно так же не составляет никакого труда обнаружить характерную для кельтского языка омонимичность слов, обозначающих «науку» и «лес» (галльское «vidu-»), в то время как нет никакой реальной возможности связать наименование «друидов» с названием «дуба» (галльское «dervo-»; ирланд. «daur»; валлийское «derw»; бретонское «derv»). Если даже дуб занимал определённое место в культовой практике друидов, было бы ошибкой сводить представление о друидах к культу дуба; напротив, их жреческие функции были весьма обширны.

Мировооззрение друидов и их роль в обществе

обряд друидов

Современная реконструкция друидического обряда празднования весеннего равноденствия.

У друидов не существовало никаких храмов и все свои ритуальные обряды они проводили в рощах среди деревьев. Друиды принимали активнейшее участие в опросах богопочитания и религии, следили за соблюдением обрядов жертвоприношений, также в их руках была сосредоточена и судебная власть: они объявляли приговоры, наказывали провинившихся и награждали особо отличившихся. Наказывали друиды довольно страшно. Самым серьезным наказанием считалось отлучение от участия в обряде жертвоприношения.

Как известно кельты были не только искусными ремесленниками и отважными воинами они также питали особую страсть кровавым жертвоприношениям об этом сообщают как дохристианские так и раннехристианские исторические документы например тот же Цезарь в записках о галльской войне красочно описывает групповые сожжения, производимые друидами. Для этого создавалась огромная человеческая фигура, туловище которой было пустым, а туда помещали людей, приносимых в жертву. После этого огромного идола сжигали. Вы также можете найти больше информации о друидах на сайте goroskopus.ru. Однако данная информация больше относится к мифологическому аспекту друидизма, чем к научному.

Греческие авторы сообщают о схожести философских представлений друидов и античных мыслителей например с Пифагором его учением о метемпсихозе (переселении душ), а также а схожести с воззрениями досократиков. Проводятся убедительные параллели с философией и религией Древней Индии.

В своем народе друиды воспитывали, прежде всего, уважение к Природе, не с точки зрения разумного потребления её ресурсов, а как Праматери всего сущего. Друиды проповедовали Единый Принцип, лежащий в основе мироздания. Он выражался в символе имени Бога OIW, связанного с небесными силами Природы.

Солнце было видимым символом Бога OIW. Солнце, для друидов, - это центр божественной силы, которая дарует жизнь и управляет её циклами. Божественная энергия проявляет себя в трех ипостасях: Любовь, Сила, Знание.

Мировоззрение друидов целиком выводится из этого Единого Принципа. В доктрине друидов были различные уровни представлений божества. Представление начинается из центра («пустая окружность» или бог Абсолют OIW) – это уровень духовного сознания; затем переходит в физический мир, область Материи, где плоть человека подвергается испытанию смертью; наконец из мира физического и живого – в мир неодушевленной и бессознательной материи, но в то же время являющейся отправной точкой всего процесса.

Поиск пути, который ведет из физического мира, жестко подчиняющегося законам необходимости, в мир духовный – мир полной и абсолютной Свободы. На этом пути необходимо пройти через испытания и это одна из главных тем всей кельтской культурной традиции, основанной на легенде о Граале.

Священнейшим средоточием друидического мировоззрения, несомненно, выступает понятие Камня. Камень – это еще и Святой Грааль, в одной из его ипостасей (возможно, изначальной), известной нам благодаря знаменитой поэме немецкого миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха (ок. 1170 - ок. 1220). А значит, в качестве источника для исследования друидического наследия в принципе может быть использован и цикл о Граале. В этот цикл входят и сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Храмами богов для друидов были рощи. Друиды проводили свои занятия на лесных полянах, где много солнечного света. Самым почитаемым друидами деревом был дуб, название которого на кельтском языке обозначало также «дверь». Дуб ассоциировался у кельтов также с палицей бога Дагда, которая одним концом убивала, а другим воскрешала из мёртвых, так как эта палица была сделана из дуба.

омела

Омела - священное растение друидов.

К священным растениям друидов относится также омела, которая считается «небесным растением», так как её корни не касаются земли.

Берёза была выражением Женского Начала и еще почиталась как символ познания и творчества. Берёза использовалась друидами для изготовления пластин, на которых насекался священный алфавит. При брачном союзе в кельтской традиции также использовалась береста.

Традиция украшения ели на Новый год также уходит своими корнями во времена друидов.
Рассматривая деревья как явные символы божественной энергии на основе цикличного потока жизни, кельты связывали определенные виды деревьев и согласные буквы священного кельтского алфавита. Каждой букве алфавита соответствует своё дерево, каждое дерево также ассоциируется с одним из тринадцати лунных месяцев в году и двадцатью восемью днями. Реконструкция этого календаря, который приведен здесь, была выполнена великим английским мифологом Робертом Грейвсом.

Кстати если о галльских друидах нам известно из сочинений римлян то об ирландских друидах мы знаем от самих ирландцев, так как Ирландию не постигло римское нашествие, в отличие от Галлии и Британии. В более поздних исторических документах фигурирует такие персонажи как филиды и это отдельная история поскольку в исторических документах филидов и друидов нередко путали. Однако ирландские филиды были скорее ближе к бардам, хотя и предполагалось, что они обладают определенными знаниями, хранят древние традиции и наделены мистической силой.

Так или иначе с приходом христианства друиды теряют свои жреческие полномочия и вырождаюся в сельских знахарей. Сегодня найдется немало людей в разных странах в том числе и на просторах бывшего СССР, которые называют себя друидами - преемниками древних традиций. Это так называемые неодруиды, которые появились в восемнадцатом-девянадцетом веках на волне возрождения интереса к древним религиям и учениям. Так напримерв в 2010 году общественная организация «Сеть Друидов», созданная еще в 2003 году, получила официальный статус религиозной конфессии, имеющей право проповедовать, осуществлять обрядовые церемонии и принимать пожертвования от адептов язычества.

После четырех лет общественной борьбы за право на существование британские органы власти признали религиозную конфессию, а учредитель движения обнародовал окончательную версию устава сообщества.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о