Психологические воззрения Античности и Средневековья

Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми.

Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского осознания и выражения наиболее общих суждений и законов.

Перед тем как появилась та психология, какой мы видим ее сейчас, она прошла несколько этапов развития. Впервые суждения о сознании человека связывали с таким понятием, как анимизм (от лат. «анима» — душа). По мнению представителей тех лет, все, что окружает человека и имеется во вселенной, есть душа. Само представление о душе в то время формировалось на основании множества всевозможных мифов, легенд, сказок и основах, зарождающихся тогда культовых вер.

В 7 — 6 вв. до н. э. с формированием запаса знаний в области таких наук, как математика, врачевание, философия в Древней Греции появляется нужда в рассмотрении души не на основании небылиц, мифов и сказаний, а с точки зрения, полученных знаний в области данных наук.

Психология того времени складывалась из наук, на основании постоянно повторяющихся явлениях, происходящих в обществе, природе и жизнедеятельности человека.

Тогда этот вид психологии именовался натурфилософией и в течение почти XX столетий психология являлась неотъемлемой частью философии. Философия занимала широкое пространство, а психология лишь незначительную долю, связанную с человеком, изучение души (сознания) относилось главным образом к свойствам человеческой психики.

Развитие психологии неизменно происходило в процессе формирования важнейших основ мышления и имеющихся тогда систем взглядов на мировоззрение. Понятие души встречается в качестве ключевого фактора в философских суждениях таких психологов того времени, как Сократ, Аристотель, Платон.

Философская наука поистине является той главной ступенью на пути становления психологии, как науки. Но не стоит забывать и о том, что параллельно с развитием психологической науки на базе философии развивались и знания в таких областях, как физиология, анатомия и биохимия. На фоне чего возникали возражения философско-психологических сведений о душе и непосредственно, о возникших научных познаниях, о человеке. Философская психологическая наука в то же время, как и научные познания, об организме человека не могли дать ответ на проблему о том, как убрать возникшие возражения.

В момент появления первых религиозных направлений 3 — 4 вв., она начала господствовать над научными системами взглядов и мыслей, познания в области науки рассматривались не относительно доказательной базы и убедительности, а с позиции верю, не верю.

Возражения между психологией и теологией основанные на несовпадении взглядов науки и веры, поставили главнейшую задачу перед учеными того времени, связать взаимовлияние знаний и веры.

Психологические познания в эпоху Античности

Фалес Милетский

Фалес Милетский

Присущей чертой психологической науки времен Античности является ее философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, есть мир, существующий независимо от сознания и субъекта. Не существовало, грани между живым, мертвым и сознанием. Оценка всему осуществлялась, с точки зрения, пробуждения одной-единственной первичной материи.

Философ и математик Фалес Милетский, живший в период 625 — 547 гг. до н. э. полагал, что способность магнита притягивать металл и способность дамы привлекать к себе внимание человека мужского пола, полностью основаны на том, что и магнит, и женщина имеют душу. Ученый думал, что вода бесформенное протекающее скопление материи. Прочее зарождается путем «разряжения» или «сгущения» субстрата.

Анаксимандр древнегреческий философ (610 — 547/540 гг. н. э.) за основу мироздания принимал айперон – нечто, не имеющее предела и неясное в пространстве и времени. Находил, что материя жива.

Анаксимен (585 — 524 гг. до н. э.) философ и ученик Анаксимандра полагал, что воздух есть начало всего. Разреженная атмосфера порождает огонь, а сгущение призывает потоки воздуха, большие темные облака, потоки воды, почву, камни. Душа, также думалось ему, состоит из воздушных потоков.

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен полагали, что душа и природа единое целое. Такой же версии придерживался и Гераклит.

Гераклит (540 — 480 гг. до н. э.) подвергал анализу вселенную и рассматривал ее с позиции извечно меняющегося (живого) пламени, а саму душу, как его частицу. Именно он первый предложил вероятность трансформации и закономерность развития бытия, включая душу. Формирование души, по мнению Гераклита, совершается сквозь себя. А также Гераклитом было введено понятие «Логос», которое являлось неким законом, по которому «все течет», сообщает движение вселенной, созданной из возражений и катастроф, гармонию. Помимо этого, он верил, что все, что происходит в мире заслуга закона, а неволи богов.

Анаксагор

Анаксагор

Мыслитель из Афин, Анаксагор (500 — 428 гг. до н. э.) искал начало хаотичного сосредоточения, и движения малых частиц, в результате чего создается единое целое, из беспорядка – органичный собранный мир. В конце концов, пришел к выводу, что таким началом является разум и от того в какой степени, он развит в многообразных телах, зависит их совершенность.

В 5 — 4 вв. до н. э. древнегреческий философ Левкипп (460 — 370 гг. до н. э.) и его ученик Демокрит выдвигают систему научных принципов о том, что все, что нас окружает, состоит из крупиц, которые настолько малы, что их невозможно увидеть, так родилась идея атома. Атом – мелкая крупица, у которой имеется размер и масса. Движение атомов осуществляется в безграничном пустом пространстве, где происходит их столкновение друг с другом и в результате взаимодействия они объединяются, образуя то, что мы видим. По мнению Левкиппа душа – это сочетание крохотных атомов пламени безупречной шарообразной конфигурации, которые обладают наибольшей подвижностью. Душа тленна и после смерти человека погибает вместе с ним, рассеивается. Демокрит разделял религиозно-философское учение (пифагорийство), согласно которому душу условно делили на три части, которые, как он считал, располагаются в голове (разумная часть), в груди (мужество и отвага), в печени (алчность, похоть, вожделение).

Учение о темпераментах было создано в 5 — 4 вв. до н. э. философом медицины Гиппократом (460 — 377 гг. до н. э.). Проблемы, возникающие со здоровьем у людей, Гиппократ связывал с нарушениями функционирования «соков» различного характера, имеющиеся в организме. Взаимосвязь этих пропорций он окрестил темпераментом. Данные виды темпераментов прекрасно достигли современности и существуют и по сей день: сангвиники (доминирует кровь), холерики (доминирует желчь желтого оттенка), меланхолики (доминирует желчь черного оттенка), флегматики (доминирует слизь). Так, зародилась типология, без которой нельзя говорить о возникновении нынешнего учения в области характерных особенностей и индивидуальной неповторимости людей. Гиппократ выискивал ключ отличия темперамента друг от друга во внутреннем строении организма человека. Духовные же свойства зависели от физиологии.

Немалую лепту в развитие психологической науки привнес Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Пара законов относительно мышления общепринятой логики принадлежат ему. Любопытны и высказывания философа о душе, в которых он утверждал, что иметь душу, может, лишь живое, а не искусственное тело. Философ различал душу трех видов:

  • растительную (мера, повлиявшая на выделение растительности – это питание),
  • животную (мера, повлиявшая на выделение животных – это осязание),
  • человеческую (мера, повлиявшая на выделение человека – это способность мыслить и рассуждать).

Владельцами высшей души Аристотель считал бога и человека. Создатель владеет только душой, имеющей разум, а человек помимо разумной души, обладает еще растительной и животной. Философ отрицал учения о реинкарнации, но верил, что в душе имеется частичка, которую невозможно обнаружить и она не подлежит гибели. Этой частичкой он считал разум, все прочее бренно, как и тело. Разъясняя закономерности формирования черт характера, Аристотель ратифицировал, что тем, кто есть человек сейчас, есть совершенные им те или иные действия (поступки).

Философ считал, что душа – это сущность, которая независима, а ее форма есть союз с телом, без которого она не сможет существовать, но телом при этом она не является. Он утверждал, что итог процесса заблаговременно оказывает влияние на его ход, сознательная жизнь в этот период, зависит не только лишь от минувшего, но и от вожделенного будущего.

В 4 вв. до н. э. зарождаются ранние научные трактовки явлений, точки зрений и понимания психического состояния, в которых она подвергалась анализу главным образом, как родник инициативности тела. На данном рубеже врачебного опыта появилась гипотеза о том, что мозг является органом психики. В первый раз такую теорию изрек Алкмеон, в дальнейшем ее разделял и Гиппократ. В эту пору зародились первые теории постижения, преимущество отдавалось знаниям, полученным опытным путем, наблюдая или экспериментируя.

Эмоции дают оценку в качестве основы регулятора поведения. Важно то, что уже в тот промежуток времени были определены главные задачи психологии, а именно в чем заключаются функции души, то из чего она состоит, каким образом происходит постижение мира, что можно считать регулятором поведения, имеется ли у человека возможность контролировать эту регуляцию.

Из всего этого можно заключить, что суждения относительно души были различны, а естество и составляющие данных воззрений разнообразны. И все же основной функцией души мудрецы времен Античности считали постижение вселенной. Первоначально в процессе постижения выделялась лишь пара этапов – чувства (восприятие) и способность мыслить. Однако для ученых того времени в области психологии не было различия между восприятием и чувством, выделение отдельных свойств объекта и его типа считалось целостным процессом. Постепенно исследование процесса постижения вселенной стало наиболее важным для психологов, а в самом процессе постижения наметилось уже несколько периодов. Так, например Платон выделял память в отдельный психологический процесс, смысл которого заключался в хранении информации, знаний и данных.

Аристотель выделял воображение и речь. Поэтому можно говорить о том, что к завершению эпохи Античности точка зрения о строении процесса постижения был схож с нынешним, хотя соображения на этот счет, бесспорно, значительно разнятся. В данный промежуток времени мудрецы и философы, впервые начали задумываться о происхождении, строении вселенной, какой процесс является главенствующим: чувства или разум, схожа ли воображаемая картина мира, созданная человеком с действительностью. Другими словами, именно на этом этапе были заданы именно те проблемы, которые и по сей день остаются наиглавнейшими в такой науке, как психология.

Познания, полученные в области психологии во времена Средневековья.

Фома Аквинский

Фома Аквинский

В эпоху Средневековья (5 — 15 вв. н. э.) церковь усиливает свое воздействие на все жизненные аспекты, включая и имеющуюся науку того времени, в частности, психологию. Ратифицируется взгляд на душу – это есть божественное начало, а посему подвергать исследованию духовную жизнь разрешено и подчинено задачам теологии.

Христианство в эпоху Средневековья пытается аргументировать свою уникальность и оттеснить иные верования несхожие с ним. Именно по этой причине прослеживается нежелание мириться с греческой мифологией, а также и с психологическими системами взглядов, которые близки к идолопоклонничеству и мифам.

В 5 — 6 вв., когда церковь укрепилась в своем влиянии и господстве, с целью ухода от ее раскола возникла нужда во внесении дополнений и пересмотре отдельных положений христианства. Этот период 4 — 8 вв. принято именовать патристикой, иными словами, учение основоположников церкви, где теология начинает принимать во внимание те знания, которые были получены во времена Античности.

В 6 — 10 вв. церковь приобретает статус хранителя и распространителя знаний. Монастыри хранят книги и занимаются обучением местного населения грамоте. Среди прочих книг имеются и рукописи времен Античности. Но вместе с тем, что церковь являлась смотрительницей и держательницей знаний, она пыталась оставить за собой приоритетные права и всячески мешала формированию иных взглядов и видений, которые бы перечили ее многочисленным положениям христианства.

Психологическая наука, в свою очередь, пытается отыскать свое место в изучении души, обусловить ту сферу проблем, которая может быть ей отдана теологией. Психология нуждается в выделении из теологии, именно поэтому на рубеже 12 — 13 вв., возникает течение под названием деизм, утверждающее, что человек имеет не одну, а две души – духовную (изучение занимается церковь) и плотская, изучаемая психологией. Так, возник предмет изучения психологией.

Пытаясь примирить науку и религию в 13 в., Фома Аквинский писал, что имеют место две абсолютно противоположные истины, но если истина науки перечит истине религии, то она должна беспрекословно встать на ее сторону и подчиниться.

Ибн Сина

Ибн Сина. Более известный на западе как Авиценна

В 9 — 10 вв. арабский мудрец, Ибн Сина четко выразил следующую теорию о двух истинах, ратифицируя следующие истины науки и религии, как несовместимые и не возражающие друг другу, подобно паре параллельных прямых.

К сфере традиционных вопросов психологии, изучаемых в эпоху Средневековья можно отнести в первую очередь исследование способности человека рассуждать, мыслить и взаимосвязь данного процесса с речью. Рассматривая возникновение концепции мышления, ученые задавались таким вопросом, как происхождение общих точек зрения данного понятия. Вместе с вопросом о взаимодействии науки и религии этот вопрос становится главным на тот момент времени.

При всем при этом И.С. Эриугена, Гильом де Шампо, Ансельм Кентерберийский, относящиеся к группе реалистов, приводили доказательства того, что общие суждения в действительности имеют место, еще до существующих предметов, в уме Творца. Такая позиция пересекалась с точкой зрения Платона, который утверждал, что общие воззрения имеются во вселенской душе, считаясь примером для истинных вещей.

Иоанн Росцелин, а в дальнейшем Д.Скот, У. Оккам, которые относили себя к номиналистам, наоборот, говорили о том, что общих понятий в действительности нет, имеется исключительно «дуновение голоса», то есть слово, служащее для комфортного общения и сосредоточения группы схожих вещей.

Пьер Абеляр (1079 — 1142 гг.) философ и богослов, аргументировал, что общие суждения бытуют и вне предметов, в разуме людей, слово – не есть лишь звук, оно есть смысл, оставляющий свой след в названиях и переходящий от человека к человеку. Он первым начал бороться за власть рассудка над религиозными убеждениями и взглядами, утверждая о том, что чтобы постичь, необходимо верить.

Наряду, с традиционными вопросами Античности, в тот период средневековая психология берется за рассмотрение новых проблем. К ним имеет отношение учение арабского психолога, Ибн Синой, о взаимозависимости болезней психологического и соматического характера. Данные труды стали фундаментом для нынешней психофизиологии, дав возможность обнаружить происхождение стрессов и определить степень их воздействия на психологическое состояние человека.

Духовная психология также не стояла на месте и проводила свои существенные исследования в области освоения возможностей управления и манипулирования толпой, занималась изучением приемов по снижению напряжения психологической природы. Людям внушалась идея о вечной жизни и бессмертии души, о большой вероятности частично воспроизвести пройденные этапы жизни, предоставлялся шанс на внесение изменений и поправок, давалась возможность избавления от нищеты, горестей и невзгод, выпавших на долю человека в мирской жизни.

Такой подход помогал многим людям переносить тягости и неприятности, обрушившиеся на их голову, что оказывало положительное влияние на устойчивость психики. Однако в нелегкие и опасные периоды жизни человека, связанные с такими событиями, как войны, эпидемии и другими различного рода катаклизмами, что для Средневековья было нередким явлением, в особенности с 6 — 10 вв., таких рычагов способных повлиять на психологическую устойчивость было мало и недостаточно. Вследствие чего возникла необходимость в создании способов эмоционально разряжаться, освобождаться от страха и ощущения вины. Такие способы были обнаружены в духовной культуре, к ним относились исповедь, покаяние, проведение обрядов.

Люди верили, что это помогает им освободиться от ощущения вины за содеянное ими, получали помилование, тем самым заглаживая свою вину в молитвах и обретая возможность очиститься. Обида и недовольство самим собой больше не накапливалась, напряжение от понимания совершенных прегрешений улетучивалась, на душе становилось легко, а самооценка оставалась на прежнем уровне.

Эффект от такой терапии был близко связан с сильным погружением в веру и упованием на жизнь после смерти. Вера также была основой отдельных методов врачевания болезней психосоматического характера, которые широко применялись многими служителями средневековой церкви. Больной был полностью уверен в получении помощи от святого человека и это, как ни странно, становилось мощным орудием воздействия на пациента.

Помимо всего прочего, в период Средневековья активно формируется искусство красноречия, направленное в сторону руководства эмоциями публики, заряжая их конкретным эмоциональным фоном. Если во времена античности данные способы опирались в основном на речь, то в Средневековье применялись коммуникационные методы без речевых и языковых средств (мимика, интонация, жесты и т. д.), что являлось основательным усвоением психологии той эпохи.

Положение психологии к 14 — 15 вв. укрепилось и стало свободным от теологии, где на первый план выходили не проблемы связанные, с моралью, независимости индивида, волевого поведения, а изучение теории познания развития, речи и умений. Так, мало-помалу психологическая наука становилась наукой о разуме и о постижениях окружающих процессов, которые представляют собой содержание сознания.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!