Влияние эпидемии сифилиса на моду XVI века

Задумывались ли вы, почему античная жизнерадностность Европы эпохи Ренесанса, внезапно перетекла в мрачное целомудрие 16-17 веков, что выражалось, в том числе и в моде тех времен? Ответ прост — эпидемия сифилиса. Но обо всем по порядку.

Начнем издалека, с четырнадцатого века. В тот период в моде была готика. Суть идеи готики, как мировоззрения, в том, что человек крайне ничтожен перед богом и реализацию этой идеи можно было заметить в первую очередь по архитектурным сооружениям, по большей частью церквям. Это были громадные, несоизмеримые с человеческим ростом здания, с острыми прямыми линиями, стремящимися ввысь. Вспомните хотя бы известнейший собор парижской богоматери.

То же самое проявлялось и в одежде. Возможно по фильмам вы вспомните высокие остроугольные колпаки, также в моде была обувь с заостренными длинными носами, иногда закрученными и, несмотря на то, что люди были очень религиозными, все-таки, обилие ярких цветов было в моде. Такая жизнерадостность в одежде передалась и моде XV века, но тогда уже фокус немного сместился на человека и его природу, в моде была античность, жизнь как праздник, как торжество и в целом преобладала открытая сексуальность.

Гульфик, как герой повествования.

Женщины, к примеру, потуже утягивали свои талии корсетами, верху платье прилегало настолько неплотно, что во время танца на балу у женщины могла оголиться грудь и в принципе это было в порядке вещей. У мужчин появилась такая деталь в образе как гульфик. Именно в пятнадцатом веке он приобрел наибольший размер. Гульфик это такой мешочек который находился на причинном месте у мужчин и показывал величину его достоинства.

В те времена представления о морали были несколько отличающимися от сегодняшних. Нормальными считались оргии, нормальным считалось то что святые отцы, которые давали обет безбрачия, имели несколько жен, любовниц и детей и в целом монастыри были скорее притонами, чем приютами для страждущих.

Но давайте перейдем ближе к историческим событиям, которые предшествовали эпидемии сифилиса. Началась пандемия в 1495 году. К девяностым годам XV века в Италии разразился династический кризис. На престол хотели взойти многие. В том числе на него претендовал король Франции Карл VIII, имевший на этот престол даже какие-никакие династические права. Он собрал очень мощное войско, которое состояло из наемных воинов и не только французов, но и немцев швейцарцев.

Карл VIII

В конечном итоге Неаполь сдался. Они впустили непрошеных гостей и решили отдать им все самое лучшее. Так по свидетельствам одного из историков для победителей был устроен шикарный пышный банкет. Было десять часов вечера, «гости» собрались за столами а блюда подавали необычайной красоты. Неаполитанки были одеты в прозрачные длинные юбки с разрезом до талии и во время ходьбы, из-под этих юбок было видно все то, что надо было бы скрывать.

Темнело. «Гости» насытившись стали танцевать с прекрасными служанками и вскоре были увлечены в тенистые кусты парка. Следующие несколько дней «гости» с восторгом вспоминали чудесные мгновения, проведенные на зеленой травке под лунным светом с такими очаровательными созданиями и восхищались они ровно до тех пор, пока не почувствовали поначалу боль, а затем увидели что их тела покрываются сыпью.

Доктора лишь разводили руками, так как на тот момент сифилис еще был неизвестной болезнью и лечить его не умели. Соответственно иммунитета ни у кого не было, поэтому последствия были ужасающие. Одни зараженные покрывались коростой, у вторых проваливались рты и носы, ну а третьи слепли. Возможно это было и к счастью, потому что они не видели как заживо гнили.

Медицинская иллюстрация Альбрехта Дюрера (1496), изображающая больного сифилисом. При этом подчёркивается астрологическое происхождение заболевания.

Так всего лишь за один месяц одна треть мощной армии Карла VIII погибла от неизвестной болезни и король решил отступать. Такой была неополитанская месть за вторжение французов. Доподлинно неизвестно, была ли это спланированная акция или случайность однако, отступая, французские войска конечно же нападали на деревни и там, также насиловали женщин, а потому заболевание распространялась сначала по Италии, а потом, когда французы вернулись к себе на родину, заразилась вся Франция. Ну а наемники из Швейцарии и Германии, возвращались к себе домой, передавали это заболевание дальше по Европе.

Вся эта история произошла в 1495 году. А в 1497 году, всего два года спустя, уже были заражены Австрия, Венгрия, Польша и Княжество литовское. В 1499 году первые случаи заболевания появились и в России. В 1500 году эпидемия добралась до Турции, Ирана, Северной Африки, Египта и даже Китая. В 1503 был поражен Вьетнам, В 1512 году сифилис дошел до Японии.

Так эпидемия сифилиса XVI века прошлась практически по всему человечеству. 5 миллионов погибших было только в Европе и 6 миллионов в остальных странах. Эпидемию остановить было невозможно, потому что никто толком не знал, что это за болезнь и как ее лечить.

Конечно, люди понимали, что основной причиной возникновения этого заболевания были неразборчивые половые связи. Страх обуял жизнерадостную прежде Европу, ведь единственным спасением от неведомой болезни, которая конечно же виделась многим наказанием божьим за распутство, стало не вступать в половые связи вообще и обратиться к христианскому богу за отпущением грехов.

Мужской и женский костюм Испании XVI века

Мужской и женский костюм Испании XVI века

Так акцент в мировоззрении людей XVI века сместился от античной жизнерадостности, до пуританского целомудрия. Само собой это отразилось и в моде той эпохи. Даже парадные наряды именитых особ стали темными и темно-коричневыми или черными. Акцент с области гениталий сместился ближе к лицу. Стали появляться массивные воротники, как бы препятствующие близости. Гульфики быстро исчезли из мужского гардероба, а женский образ стал более целомудренным. Талии уже не были настолько узко утянуты и декольте постепенно вышло из моды. Кстати говоря, именно в тот период появилось первое нижнее белье, до этого, нижнего белья не существовало и женщины просто носили по два платья.

Этот наглядный исторический пример демонстрирует то, как способно меняться мировоззрение целых народов под воздействием внешних обстоятельств и как это способно отражаться в культуре в целом и во внешнем облике людей, в частности. То, как выглядят люди в каждую эпоху, отражает настроение и дух этой эпохи, а потому, пронаблюдав за тем, как одеваются люди и на кого они равняются в стиле, можно многое понять о том времени, в котором мы живем.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!

3
Оставить комментарий

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
АлександраFadanirАлександр Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Александра
Гость
Александра

Никогда не задумывалась об этих взаимосвязях…

Александр
Гость
Александр

Автору следовало бы знать, что Господь — имя собственное и поэтому пишется с большой буквы, как и любое другое имя.