Аль-Хадир. Дух мусульманского гнозиса.

Аль-ХадирАль-Хадир — это персонифицированный образ эзотерического начала в исламе. Небесный покровитель суфизма и суфиев. Имена Аль-Хадир и Хизр образованы от корней со значением «трава», зеленый цвет, «зелень», что ставит Хадира на особое местов иерархии пророков, поскольку зеленый цвет является символом ислама. Так же зеленый цвет в сочетании с морской стихией является традиционным местом обитания Хадира и отчасти роднит его с ближневосточными божествами доисламского происхождения, связанными с культом плодородия, а также с символикой инициаций и воскресения — Осирисом и Баалом.

Также прототип Хадира следует усматривать в одном из героев шумеро-вавилонского Эпоса о Гильгамеше Царе Утнапишти-Зиусудре, наделенном богами за праведную жизнь бесмертием, и поселенном ими на «нейтральной територии» между богами и людьми. Именно Утнапишти помогает Гильгамешу добыть «цветок вечной жизни», который на обратном пути коварно похищает морской змей.

Особенный интерес в этой истории представляет указание, что место пребывание Хадира в исламской традиции связывается с неким «местом слияния двух морей», и именно так шумеры называли остров Дильмун (нынешний Бахрейн или, возможно, о.Файлака), считавшийся «земным раем» и служивший, очевидно, местом древнейших посвящений и коллосальным некрополем (в настоящее время здесь обнаружено более полутора тысяч могил)! Как пологает большинство ученых заповедное «царство» Утнапишти помещалось именно на Бахрейне-Дильмуне. «Два моря» в данном случае — это соленые воды персидского залива и подземные источники пресной воды, которвми Дильмун был особенно обилен. Из персонажей эзотерической мифологии более позднего времи Хадир отождествляется с Енохом, Гермесом Трисмегистом и пророком Илией, именуемый в Коране Ильясом, оба они как считается взяты на небо живыми и награждены бессмертием. Также отголоски древних мифов обнаруживаются в сочинениях исламских мистиков (В Геммах Мудрости Ибн-Араби;гл.22): «Ильяс — это Идрис (арабс.имя Еноха), что был пророком до Ноя, он ныне покоится в центре небесных сфер, в сфере Солнца. Это он был послан в селение Баальбек. («Баал» — название идола (бога), а «бек»-правитель). В арабских преданиях об Александре Македонском, Хадир обычно сопутствует ему в поисках источника вечной жизни.

Таков традиционный образ Хадира в «низовой «мифологии.Что же касается эзотерической суфийской традиции, то здесь вся мифоритуальная символика аллегорически перетоковывается в духе мистического посвящения, в ходе которого адепт наделяется «духовным» бессмертием. В жизнеописания суфийских святых функция Хадира — провожатого понимается В том смысле,что он становится как бы «вторым я» гностика, верным спутником и наставником на тернистом пути духовного познания(см. автобиографию Ибн-Араби). Также в других историях Хадир наделен такими эпитетами как Великий пророк, Вестник сокровенного, вечный старнник, Исполнитель желаний и даже Виночерпий (вино запрещено, как известно пророком Мухаммадом для правоверных; уподоблялось суфиями «тайному», «запретному» знанию) Особенную популярность приобрело представление о том, что дух Хадира обучает суфиев сокровеной премудрости,после чего они становятся увайси, т.е. людьми сподобившимися получить тайное занание непосредственно из его первоисточника. Разъясняя роль Хадира как эзотерического наставника и посвятителя, воспринявшего свой опыт непосредственно от бога. Французкий исламовед А.Корбэн отмечает: «Он ведет каждого ученика к его собственной теофании, свидетелем которой является сам ученик, поскольку эта теофания соответствует его «внутреннему раю». В форме его собственного бытия,его вечной индивидуальности которая Согласно Ибн-Араби есть одно из божественных имен заложенных в нем.

В последних словах содержится намек на еще одну популярную легенду, в которй Хадиру приписывается обладание совершенным божественным именем, дарующим святость и способность совершать чудеса. Это имя равнозначно «утерянному паролю» масонских культовых легенд или утраченному «имени бога», ключ к которому содержится в еврейской Каббале. Что еще весьма пародоксально,что пользующийся столь беспрецендентной популярностью во всех слоях мусульманского общества Хадир не был ни разу назван по имени в Коране. Хотя вевсьма вероятно,что именно о нем идет речь во вставном эпизаде из 18-й суры Пещера, где описывается встреча пророка Мусы (Моисей) с загадочным «рабом господа», котрый и хочет и боится посвятить пророка в тайны открытого ему учения «прямого пути».

Поскольку Муса настаивает, этот персонаж берет его с собой в дальнее странствие и по дороге совершает ряд с виду алогичных и противоестественных поступков, которые сам же потом и объясняет. Исходя из открытого ему знания будущих событий; выясняется, таким образом, что они помогают предотвратить большие беды и несчастья. Эта притча в Коране никак не коментируется и обсолютно не связана ни спредыдущиим, ни споследующим изложеним,что еще сильнее сгущает атмосферу тайны и превращает текст во что-то, напоминающее дзенский коан.

Думается что здесь на самом деле дается иносказательное описание посвящения в мистические таинства открывающие покров над «истинной» реальностью (араб.ХАКИКА), превосходящей все, что может постичь сам человек своим ограниченным разумением и несовершенными чувствами. Ряд метаморфоз,претерпеваемых Мусой и «юношей» во время их совместного «путешествия-восхождения», являются символическим изображением процесса духовной трансформации, завершившейся в итоге полным внутренним слиянием с божественным посвятителем. (эта притча хорошо описана у (К.Г.Юнга В ключе юнговской «теории индивидуации).

На заметку »

Спонсор публикации транспортно экспедиционная компания utg66.ru. Аренда спец техники по самым доступным ценам. А еще у них симпатичный и довольно удобный сайт. Нужна аренда спецтехники в Екатиренбурге? Вам на utg66.ru.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!