Что думали древние об алкоголе

В древнем мире отношение к пьянству было весьма терпимым. Законы редко осуждали пьянство. Но все же, по свидетельству Диогена Лаэртского, архонт Солон (архонт — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах; в Афинах времен Солона коллегия архонтов состояла из 9 человек) постановил, что «если застигнут пьяным архонта, наказание — смерть». Питтак из Метйлены требовал с пьяного за проступок двойную пеню; эта мера была вызвана тем, что в краях, где родился этот закон, было много вина, а также тем, что «пьяные в большинстве случаев отличаются большей наглостью, чем трезвые».
Сенеке принадлежит прекрасное возражение тем, кто считает, что можно пить «с умом». Сенека пишет: «А если ты какими-то доводами доказываешь, будто мудрец, сколько бы ни выпил вина, не собьется с правильного пути, даже если начнет буйствовать, то можешь строить и такие умозаключения: мудрец не умрет, выпив отравы, не заснет, приняв снотворное, а проглотив чемерицу, не извергнет сверху и снизу все, что будет у него в утробе. Нет, если ноги у него заплетаются и язык тоже, то какие у нас основания думать, что он частью пьян, а частью трезв?»

Однако таких последовательных противников пьянства в античной литературе не так уж много. Как свидетельствует М.Монтень, даже среди стоиков есть такие, которые советуют иногда выпивать. Аристотель же высказал недоумение по поводу закона Питтака: по мнению Аристотеля, пьяные должны были бы вызывать к себе снисхождение.

винная богиняНет смысла, наверное, сейчас перечислять всех древних авторов, которые писали о вине. Повторимся лишь, что у древних мотив осуждения пьяниц встречается достаточно редко: скажем, Сенека приводит в качестве примера имена некоторых государственных деятелей, предававшихся этому пороку, что, впрочем, не всегда мешало их деятельности.

Может и не стоило бы обращаться к античной истории, если бы не одно обстоятельство. На фоне снисходительного отношения к пьянству вообще четко просматривается понимание необходимости воздерживаться от вина в тех случаях, когда желательно зачатие.

Легендарный спартанский законодатель Ликург, живший в IX—VIII веках до нашей эры, много сделавший для государственного устройства своей родины, чрезвычайно важное значение придавал здоровому супружеству и особо оговаривал, что жених «должен приходить к невесте не пьяный, не размякший, но трезвый и как всегда пообедавший за общим столом».

Платон в своих «Законах» пишет, что пить небезопасно для человека, серьезно относящегося к браку. «И жениху, и невесте следует в этом отношении быть разумными, ведь потомство должно произойти от наиболее разумных родителей. Поскольку почти неизвестно, в какую ночь — или день — с помощью бога будет зачат ребенок, бракосочетание не должно совершаться, когда тело отяжелело от вина. Тот, кто пьян, не владеет собой и не годится для воспроизведения потомства, ибо все неизгладимо отпечатлевается в душе и теле ребенка, и дети могут родиться плохими во всех отношениях».

Дионис

Образ древнегреческого бога виноделия Диониса.

Даже Гиппократ, часто включавший вино в состав лекарственных средств, настаивает: «Когда женщина будет чувствовать себя в добром здравии и ей надо пойти к мужу, она сделает это натощак; муж ее не должен быть пьян, он примет холодную ванну и соответствующую пищу». В другом месте Гиппократ снова возвращается к этой теме: мужчина остережется перед зачатием быть пьяным; если же зачатие было совершено пьяными родителями, то у детей могут возникнуть священная болезнь (эпилепсия), идиотизм, нервно-психические расстройства.

Аристоксен, ученик Аристотеля, вообще запрещает половую близость в пьяном виде, также и Диоген Лаэртский не рекомендует ее после обильной еды и выпивки.

Плутарх рассказывает, что Диоген Синопский, (тот, который жил в бочке), увидев безумного мальчика, сказал: «Дитя, тебя породил пьяница».

Ликургу, жившему 29 веков тому назад, эта проблема была ясна. Скорее всего, не он первый на нее обратил внимание, но более ранние источники неизвестны. Однако, судя по всему, опыт почти трех тысячелетий мало чему научил человечество.

Как наши предки боролись с пьянством?

С давних времен в отношении алкоголиков применялись меры как лечебного, так и карательного воздействия. Предпочтение тем или иным отдавалось в зависимости от уровня культуры и отношения к алкоголизму общества тех времён.

Император Китая Ву-Вонг в XIII веке (1220 г.) до н. э. издал закон, согласно которому смертная казнь ждала всех, кто будет пойман в состоянии алкогольного опьянения.
В Индии в древние времена воздерживаться от алкоголя должны были все социальные группы населения (касты). Особенно неукоснительно «сухой закон» нужно было соблюдать браминам – касте жрецов. Тех из них, кто нарушал запрет, заставляли пить из горячего металлического кувшина кипящее вино, воду, молоко или коровью мочу до тех пор пока ослушавшийся не умрет. Супруга жреца, уличенная в пьянстве, прогонялась из дома, а на лбу ей каленым железом выжигалось клеймо в форме сосуда, из которого пили вино. Людей более низкого происхождения, пойманных за пьянством, заставляли пить расплавленное серебро, свинец или медь.

Житель древнего Рима мог безнаказанно убить жену, если увидел ее пьяной.

В Афинах в эпоху правления Дракона опьяневших убивали. При Солоне должностных лиц за пристрастие к алкоголю сначала ждал штраф. Но если их уличали во второй раз, их казнили. Во эпоху этого правителя пьянство считалось состоянием, достойным презрения.

В Англии был распространен обычай надевать на пьяниц ярмо, а после этого прогоняли их по главным улицам города. Матросы, пойманные пьяными, должны были выполнять черную работу, одевшись в лохмотья, «украшенные» табличкой «пьяница».

В Ливерпуле всего два века назад в городских газетах регулярно публиковались списки имен и адресов алкоголиков.

В некоторых областях Голландии женщин-алкоголиков привязывали ремнями к стулу, расположенному на специальном блоке, который трижды погружали в воду.

С древних времен многие умы искали средство, способное исцелить алкоголиков от их болезни. Массон приводит некоторые данные из обнаруженного им труда Виртрунга о лечении пьянства в 1617 г. Алкоголизм Виртрунг считал самым страшным недугом после чумы. Он считал необходимым лишить алкоголика выпивки, устранив тем самым основную причину болезни. Вместе с тем Виртрунг рекомендовал одновременно очищать организм с помощью лимона и горького миндаля. Эти продукты, по его мнению, «оттягивают действие алкогольных паров от мозга». Исследователь указывает, что в старые времена для лечения пьянства использовались травы (шафран, фиалка) и камни (аметист). Виртрунг считал эти средства малоэффективными; сам же он рекомендовал больному алкоголизмом больше спать, очищать организм с помощью рвоты и использовать огуречный сок для компрессов, а так же придерживаться диетического питания – употреблять легкую пищу и цитрусовые.

История алкоголя

Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570—632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.
Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: » Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол — добрая бочка вина».

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси — есть пити». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде «ударных доз»: большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый «северный» тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 — 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный.

Официально мы приблизились к мировым «питейным стандартам». А неофициально? Госкомстат СССР в то время проводил секретные исследования на предмет самогоноварения. Самогон, оказывается, давал прибавку еще в размере 5 с лишним литров. Итого 13,2 литра на каждого.

Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества. Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, именно к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. Это произошло без уменьшения смертности от отравлений и несчастных случаев. В результате, как бы мы не ругали кампанию, она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам россиян, да и заболеваемость снизилась.