Орден Золотой Зари. Предыстория

Годы предшествующие созданию Ордена Золотой Зари

Орден Золотой ЗариВ середине XIX века Европа испытывала огромный рост интереса к оккультизму, в целом, и герметической традиции, в частности. Это увлечение было заметно в Англии и особенно во Франции. В середине XIX века зародилось Французское Оккультное Возрождение во главе с Альфонсом Луи Констаном, более известным как Элифас Леви. В 1854 году Леви написал книгу «Учение и ритуал Высшей Магии», которая суждено было стать краеугольным камнем всей западной магической традиции. Леви был первым человеком, который указал на соответствия между Таро и каббалой, создав теорию, которая позже станет важной частью учения Золотой Зари.

Это было время открытий, так как Англия продолжала исследовать отдаленные уголки мира. Существовал огромный интерес к древнему Египту, также как и к архаичным кельтским традициям и мистике Дальнего Востока. Однако оккультные занятия в то время носили по большей части теоретический характер. Впрочем, в воздухе носились новые веяния в отношении веры и духовности. Многих не удовлетворял статус-кво ортодоксальных религий. Они жаждали чего-то нового и вдохновляющего. Тогда и появилось спиритуалистическое движение, способное насытить этот голод.

Спиритизм возник как альтернативная форма религиозной веры в Америке в конце 1840 гг. Основой, созданной в 1848 году сестрами Фокс (Маргаретт, Леей и Кейт), было установление контактов с мертвыми. Умерший, как считалось, говорил через медиума, и давал, таким образом, информацию живым. Иногда это сопровождалось некоторыми физическими явлениями: стуком по столу, перемещением предметов вокруг медиума, материализацией духа умершего.

Своим возникновением спиритизм вызвал немалое волнение и привлек к себе много последователей, потому что обеспечивал личный и непосредственный духовный опыт. Его динамичность и радостность особенно контрастировали с вялым, догматическим опытом ортодоксальных церквей. Однако спиритизм был ограничен. Казалось, что он предлагал контакт с лишь с самыми низкими уровнями духовного мира — скорлупами и духами умерших. (Маги говорят по поводу спиритизма — «Только, от того что кто — то умер, он не стал более сведущим».) Спиритизм был также интеллектуально прост и не имел никакой собственной традиции. Кроме того, немало медиумов оказались мошенниками.

В 1860-х и 70-х годах также вырос интерес к масонству, международному братству людей, предполагалось, что он был основан в здании Храма Царя Соломона. [Масонская традиция заявляет, что это братство весьма древнее, однако его реальная история может быть прослежена лишь с 1717 года]. Масонство преподавало базовую этику и требовало веры в Бога как божественного архитектора вселенной. Из-за притока людей, желавших стать масонами, в конце XIX века появилось много новых лож.

В 1875 году, в Нью-Йорке группа спиритуалистов, каббалистов, вольных каменщиков и розенкрейцеров основала организацию, известную как Теософическое Общество . Его возглавили мадам Елена Петровна Блаватская и полковник Генри Олькотт. Теософия (что означает «Божественная мудрость») была принята многими образованными людьми в Америке и в Англии, ибо она предложила реальную и оптимистическую альтернативу религии масс. Кроме того, она предложила альтернативу материальной науке, которая была занята разрушением всех духовных идей о вселенной. Теософия удовлетворяла дух и разум людей, которые искали новых видов духовности. Вместо мертвых родственников, теософы искали совета у просвещенных Учителей — высших духовных существ. Теософия также выдвинула интригующую претензию на то, что она представляет некую древнюю тайную традицию. Его цель состояла во внесении тайного знания древности в современный мир и в сравнительном изучении религий, законов природы и духовных способностей людей. В дополнение к продвижению идеи братской любви, теософы также популяризировали идею о тайном учении мудрости, что было присуще для всего человечества.

Интересно обратить внимание, что среди основателей Теософического Общества не было ни одного представителя восточной мистической традиции. На этой ранней стадии, мадам Блаватская (или Е.П.Б., как ее часто называли) идентифицировала свои внутренние контакты или Тайных Руководителей как не-физических мастеров из Египетского Ордена, который продолжал работу Зороастра и Соломона. Другими словами, Теософическое Общество было основано как западное тайное общество. Западные учителя Блаватской носили имена Серапис Бей, Полидорус Исуренус и Джон Кинг.

Однако, спустя несколько лет Блаватская и Олькотт увлеклись буддизмом. Соответственно, тогда же Теософическое Общество переориентировалось на изучение восточной мудрости. Блаватская предпочла тайным учителям Запада учителей Востока: Кут Хуми, Мория и Дэвал Кхул. Вполне возможно, что если бы Е.П.Б. и Олькотт не стали буддистами и не изменили ориентацию Теософического Общества, Орден Золотой Зари так и не был бы создан. Однако случилось так, что потребность в группе, которая бы изучала западную эзотерическую традицию, сохранилась.

Другой важной фигурой, которая повлияла на создание Золотой Зари, была Анна Кингсфорд. Вместе со своим духовным партнером, Эдвардом Мейтлендом, госпожа Кингсфорд возродила идею эзотерического христианства. И Кингсфорд и Мейтленд были мистиками, у них были частые духовные видения. Они назвали свой Пантеизм Христианской работой, в рамках которой они исследовали Библию в терминах эзотерического символизма, каббалы, мифологии Египта, Греции, и Рима. Их доктрина была схожа с некоторыми неоплатоническими, гностическими и алхимическими идеями.

В начале 1880-х гг. Кингсфорд и Мейтленд были членами Теософического Общества, а 1884 году они возглавили лондонскую Теософическую ложу. Однако, когда они поняли, что восточную ориентацию Общества никогда не удастся согласовать с их западной верой, они ушли в отставку.

В 1885 году, они основали Герметическое Общество, которое привлекло людей подобных МакГрегору Мазерсу и доктору Уинни Уэсткотту, впоследствии основавших Герметический Орден Золотой Зари. Нет сомнений, что Анна Кингсфорд увлекла Мазерса и Уэсткотта идеей, что мужчины и женщины должны вместе участвовать в духовных поисках, так же как это было принято в Теософическом Обществе.

Читать продолжение…

Метки: