Искушение тайными знаниями

Последнее искушениеВ последние десятилетия внезапно поднялась новая волна интереса ко всему, что выходит за рамки явлений, объясняемых наукой. Если раньше упор делался на познании объективных законов для овладения природой, то сейчас внимание приковано к более тонкой области, к управлению человеком, подчинению его сознания.

Получается, что изменился объект интереса, но не сам принцип силового, насильственного вмешательства. Но для того, чтобы оказывать влияние на человека, надо, по крайней мере, видеть его болевые точки, знать, чем он воодушевляем и почему, где истинный центр данной личности, во что он верит, иными словами — куда устремлено его религиозное чувство, то единственное, что человеку нельзя внушить или вменить по обязанности или со стороны.

Как сказано С. Н. Булгаковым: «Определяющей силой в духовной жизни человека является его религия — не только в узком, но и в широком смысле слова, то есть те высшие и последние ценности, которые признает человек над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям»

Вот это религиозное чувство — в широком смысле слова — и лежит в основе всех действий человека, при любых, самых резких изменениях объекта его интереса. В своем наиболее бескорыстном виде, любви ко всему и всем, не зависящей от формы или не привязанной к форме, оно встречается крайне редко.

Людей, которые живут вне мировоззренческих систем, не опираясь на какие-то принципы, в свете духа, и могут свободно пользоваться его отраженным светом — информационным полем, в истории человечества были единицы. Остальные идут по лучу надежды и веры, то есть живут, мыслят и действуют в определенном мировоззренческом каркасе, защищаясь таким образом от вечной неопределенности, непредсказуемости жизни. При этом один верит в бога, другой — в золотого тельца — деньги, третий — в силу, которой можно завоевать мир, либо в магию, науку и т. д.

Это ничего не меняет — вера, необходимая для любой целенаправленной деятельности, находит себе подтверждение, используя образы и авторитеты определенной культуры, как примеры для подражания — будь то Бог, святые и их жизнь, священный предок или герой-воитель, основатели государств, великие люди или корифеи науки.

В наше время религиозное чувство расширяет свое русло. Даже убежденным материалистам сегодня ясно, что вера исключительно в науку, в универсальность ее объяснений всех явлений жизни уходит. Люди все больше обращаются к мировым религиям и их основным ответвлениям. И не только к ним.

Произошел поистине взрыв всеобщего интереса ко всему, долгое время отрицавшемуся: язычеству, шаманизму, посвятительным ритуалам, магическим культам, оккультизму, спиритизму, теософии, астрологии, эзотерическим (тайным) учениям и новейшим разновидностям веры — НЛО, контактам с другими мирами и прочее, и прочее…

Однако теории теориями, взгляды взглядами, а основное зависит скорее от накопленного человеком за жизнь материала сознания, его внутренних желаний, которые как бы накладываются на то, что им принимается, как аксиома, на веру.

Условно, по направленности желаний, можно выделить три типа сознания: люди с талантом к устроению материальной жизни: люди воображения, своим трудом и творчеством вырабатывающие условия существования любой культуры; и те, кто постоянно восстанавливает опоры жизни — представления о добре и зле, без чего культура лишается основы своей целостности.

По-настоящему самораскрытие личности может быть осуществлено человеком любого типа — важно только для себя определить, к какому из них мы относимся, а не гнаться за красотами чужой для себя роли.

Ценности единиц

Ценности единиц не могут быть ценностями масс, иначе приходит Хаос.

Тот хаос, в котором мы сегодня оказались, скорее всего, вызван тем, что в эпоху Просвещения ценности немногочисленного слоя интеллектуалов, продолжателей культуры и творцов науки, стали массовыми ценностями, заняв место объединявших все общество образов мировых религий. Но знание без смягчающего воздействия ограничений, принятых культурой в качестве нормы, и самоограничения человеком своего эгоизма, приводят к применению его как силы, лающей власть, то есть чисто утилитарно.

Сегодня наибольшую власть — власть непосредственно над умами дает уже знание психических феноменов. Мы выходим на опасный рубеж: обратив взгляд внутрь себя, внезапно обнаруживаем бесконечный во времени и в пространстве мир, в котором может вечно блуждать незрячая, не готовая к нему человеческая душа. К тому же этот мир имеет опасное очарование тайны и манит запретностью. В нем сохраняются («рукописи не горят») отпечатки всех светлых и грязных, порочных и возвышенных мыслей, проявлений и образов, скопившихся во внутреннем мире чувств за долгую и жестокую историю. К выходу на этот рубеж подготавливали человека мировые культуры всем своим развитием, наделяя его системой образов, в сжатом виде описывающих всю историю данного общества, одновременно в этих же образах усваивая нравственные требования и моральные законы. И только когда нравственность и мораль становятся не внешними регуляторами поведения, которых человек придерживается сознательно, а живым движением души, для него более или менее безопасно знакомство с эзотерическими учениями прошлого.

Какой же урок мы должны были усвоить в религии и культуре, какие качества развить в себе, чтобы безопасно выйти уже на другом уровне к тайным знаниям, которыми с древнейших времен владели жрецы, маги и посвященные в сокровенный смысл различных мистерий и ритуалов, существовавших у всех народов мира? И еще вопрос — имеет ли кто-то право делать всеобщим достоянием вековое тайное знание, в которое прежде посвящали человека после долгих испытаний?

Читать продолжение…

Метки:

Поделись статьей с друзьями!