Мандала, как мост к бессознательному. Часть 2

Колесо мира мандала(Читать сначала…) В контрасте с khilkor, Колесо мира основано на троичной системе, в нем три мировых принципа изображены в центре: петух, эквивалентный похоти; змея — ненависти или зависти; свинья — невежеству или бессознательному (auidya). Здесь мы приходим к дилемме тройки и четверки, которая тоже проявляется в буддизме. Мы вновь встретимся с этой проблемой в наших последующих сериях сновидений. Мне кажется бесспорным, что эти восточные символы рождены снами и видениями, а не изобретены основоположниками церкви Махаяны. Напротив, они находятся среди древнейших религиозных символов человечества и, возможно, существовали еще в эпоху палеолита. (Ср. родезийскую наскальную живопись).

Более того, они распространены по всему миру — утверждение, на котором нет нужды настаивать. В данном разделе я просто хочу показать на подручном материале, как мандалы приходят в бытие.)
Мандалы, используемые в церемониале, имеют большое значение, потому что их центры обычно содержат одну из восточных религиозных фигур: или самого Шиву — часто в объятиях Шакти — или Будды, Амитабхи, Авалокитешвары, или одного из великих учителей Махаяны, или просто dorje, символ всех божественных сил вместе, созидательных или разрушительных.

Текст «Золотого цветка», произведения даоисского синкретизма, специально указывает на дополнительные определенные «алхимические» свойства этого центра, по образу действия подобного lapis и elixir vitae, так что по действию он есть farmakon aqanasiaz

Но когда в 1929 году Рихард Вильгельм положил передо мной текст «Золотого цветка», я решил опубликовать хотя бы предварительное сообщение о результатах. Никто не может быть очень осторожным в этих вопросах, и поэтому с поддельным побуждением и болезненной алчностью, чтобы обладать диковинными перьями и покрыть себя экзотическими плюмажами, многие люди хватают такие «магические» идеи и прилагают их внешне, как мазь. Они будут делать явные нелепости, лишь бы не показать своей души. Они будут практиковать индийскую йогу и все ее упражнения, соблюдать строгую диету, изучать теософию сердцем, или механически повторять мистические тексты из литературы всего мира — потому что не могут принять самих себя и абсолютно не верят в то, что их собственная душа на что-нибудь годится. Таким образом душа постепенно была превращена в своеобразный Назарет, «из которого может ли быть что доброе?»* Так давайте же искать его [Назарет] во всех уголках Земли и чем невероятнее и причудливее будет он, тем лучше. Я не хочу отвлекать таких людей от их исканий, но когда кто-либо всерьез, заблуждается, полагая, что я использую методы йоги и ее доктрины, или что я вынуждаю своих пациентов рисовать мандалы, чтобы привести их к «правильной точке» — то я действительно могу протестовать и обвинить их в том, что они читали меня ужасно невнимательно. Доктрина о том, что все злые мысли исходят из сердца, и что человеческая душа есть вертеп, лжива в самой своей сущности. Будь это так, то Бог совершил неудачную работу и нам впору было бы обратиться к Маркиону Гностику и провозгласить о некомпетентности демиурга. Этически, конечно, гораздо удобнее возложить на Бога всю ответственность за такой «Приют для Слабоумных Детей», где никто не способен сам положить себе ложку в рот. Но человеку не стоит труда приложить к себе усилие, а он имеет нечто в своей душе, способное дать побеги. Стоит терпеливо понаблюдать за событиями, происходящими в душе, и самое лучшее и значительное происходит, когда она не регулируется извне и свыше.

Я особо отмечаю свое великое уважение к тому, что происходит в человеческой душе, и боюсь помешать молчаливому действию природы неуклюжим вмешательством. Вот почему я даже избегаю наблюдать за этим особенным случаем и передоверяю задачу начинающему, кому не мешают мои знания, которые могли бы нарушить процесс. Результаты, предлагаемые вам, это нефальсифицированные, добросовестные и точные самонаблюдения человека с трезвым разумом, которому ничего не внушалось извне и кто в любом случае не был открыт для внушения. Любой осведомленный в психологии читатель без труда убедится в аутентичном характере результатов».

Элемент построения мандалы- круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. Соответствует фигурам, заключённым в круг (или квадрат), таким как годовой круг, зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Графема, вызывающая определённые ментальные состояния, способствующие достижению созерцания и концентрации. Ментальный образ который может быть выстроен в воображении, в виде ритуальной геометрической диаграммы, содержащей в себе визуальное выражение определённый пророческих свойств или видения.

мандала фокус медитацияВ мандале создаётся фокус для глубокой медитации. Включает в себя не изображаемый визуально центр. Он полагается через концентрацию фигур и является визуализацией препятствий на пути постижения Центра.

В различных духовных и эзотерических традициях мандала содержит диаграмму священного искусства.
В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определённого пространства с целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему всеобъемлющему объединению.

Основные составляющие мандалы – уравновешивающие и концентрические геометрические фигуры.
В мандале проявляется синтез традиционной структуры и свободной интерпретации.

Мандала может быть какой угодно, может рисоваться, чертиться, строится из песка, лепиться из глины или изображаться на земле.

Мандала служит ритуальным – ступень за ступенью – объектом продвижения к внутреннему центру человека, потому как она связана с идеей Центра.

Каждая мандала задаётся целью, аналогичной цели алхимиков – помогает перегруппировать всё, что рассеяно вокруг оси.

Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт.
Это образ и синтез двух пар оппозиций: внешнего и внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения.
Мандала по своей природе должна преодолевать беспорядок.

Это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка, стремление к воссоединению с первоначальным (внепространственным и вневременным) центром.
В ней происходит преодоление антиномий (гр. Anti-против +nomos-закон т.е. противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково правильными).

Мандалы также обозначают десять разделов Вед.

Мандала принесена в Тибет из Индии в 8 веке гуру Падмасамбхавой. Наиболее сложные и инспирирующие формы мандал разработаны в Тибете и Индии. Комбинация форм в мандале может производить эффект ведущий к откровению. Визуальное выражение ритуальных геометрических диаграмм, соответствуют мантрам.

В любой мандале фиксируется состояние создателя мандалы, индивидуальное выражение её традиционной идеи – преодоление антиномий, продвижение к внутреннему Центру и воссоединение с ним.

Мандала строго индивидуальна и является выражением психического состояния творца. Возможно использовать мандалы с целью медитации и достижения изменённых состояний и откровения.

шри янтра мандала

На примере Шри янтры можно рассмотреть мистический символизм:
Она составляется вокруг центральной метафизической точки, которая испускает лучи изначальной энергии. Эта энергия не проявляется (центральная точка невидима), но она фокусируется.
Окружность – это модель девяти треугольников – образ трансцендентных миров. 4 из них имеют вершину, направленную вверх, а 5 – вниз. Промежуточный, или тонкий мир полагается с помощью тройного ореола, окружающего треугольники.
Многолепестковый лотос и тройной круг завершают это символическое представление духовного мира. Трёхлинейная зубчатая окружность означает ориентацию в пространстве и показывает, что духовный мир существует внутри материального.
Интерпретация строится на том, чтобы высшие элементы были ближе к кругу. Круг внутри квадрата является более развитой структурой, чем квадрат в круге. И такая же взаимосвязь остаётся в силе для треугольника. Борьба между числом 3 и числом 4 представляет борьбу между центральными элементами духа (3) и периферическими составляющими, т.е. образом внешней упорядоченности (4). Внешний круг выполняет объединяющую функцию, преодолевая противоречия и неправильности углов и сторон посредством их неявного движения.

Есть мнение, что созерцание мандал помогает и в Перепросмотре, так как способствует развитию памяти и способности визуализации. «Считается, что Мандала неизбежно ведет того, кто ею пользуется, к открытию и использованию источника своей внутренней энергии. Принцип мандалы заключен не во внешней форме, которая является специфической для каждой ситуации, а в центре, источнике, из которого вытекает энергия, образующая форму.

Зрительные образы: форма, цвета и движения – оказывают различное психическое воздействие на человека. Если представить структуру графической манадалы в виде составляющих ее элементов, то получится ряд геометрических фигур (круг большой и малый, квадрат, треугольники).
Эти фигуры считаются священными почти во всех религиях. Использование их в качестве объектов концентрации внимания в религиозных ритуалах обычно объясняется соответствующими мистическими построениями.

Так, в различных школах буддизма, широко применяющих практику медитации с использованием мандалы, считается, что мандала представляет собой модель Вселенной, включающую в себя в принципе все то, что есть в Мироздании:

— землю
— воду
— огонь
— воздух (ветер)
— небесное пространство (эфир).

Таким образом работая с мандалой, человек работает как бы со всеми стихиями, которые существуют в Природе. С точки зрения современных положений нейрофизиологии и психологии, воздействие геометрических фигур объясняется специфическими сигналами, которые они вызывают в глазодвигательных мышцах и зрительном анализаторе.

Глаз чисто рефлекторно прослеживает контуры изображения. На местах излома линий глазодвигательные мышцы резко сокращаются, что связано с генерированием соответствующих, резко меняющихся нервных сигналов. Напротив, при созерцании плавных линий глазодвигательные мышцы испытывают нарастающие сокращения. Таким образом тренируется зрительный аппарат.

Графическое изображение мандалы геометрически сбалансировано и имеет центр симметрии. Оно представляет собой приятное в эстетическом отношении изображение и вызывает спонтанную (непроизвольную) зрительную концентрацию».

Подробнее с видением Юнга этой темы, а также множества других  вы можете ознакомиться в первоисточнике «Психология и Алхимия».

Если же вы сами заинтересовались созданием мандал читайте  нашу статью Создание мандал


Нужна виза в Финляндию? Это не проблема. Наши партнеры предлагают оформить визу по в самые короткие сроки и с максимальным удобством для клиента. Все подробности по ссылке.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!