Смотреть зомбоящик?

Когда ты молод и смотришь телевизор, то думаешь, что телекомпании сговорились и хотят сделать людей тупыми. Но потом ты взрослеешь и приходит понимание — люди сами этого хотят. И это гораздо более пугающая мысль. Заговор — это не страшно, ты можешь пристрелить ублюдков, начать революцию. Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос, к сожалению, это правда.
Стив Джобс

Такое достижение науки как телевидение, появилось сравнительно недавно. В 1923  году была запущена первая в мире передача движущегося изображения, а регулярное электронное вещание в Москве началось практически с середины прошлого века, точнее с 1939 году. В те времена показывали преимущественно программы  документального характера, а также политические новости. Все это проходило под строгим контролем государства. Сейчас же телевидение стало коммерческим и приоритетом его деятельности является рейтинг просмотров или, иными словами, спрос среди зрителей. Спрос, естественно, является одним из факторов коммерческой эффективности передач.

Вот и появилась проблема, мол, в телепрограмме одни бессмысленные сериалы,  абсурдные шоу и угнетающие новости. И ни одной программы, которая бы способствовала культурному развитию населения, а в особенности молодежи.  Откуда тогда взяться культуре в массах?! Люди стали похожи на ожившие зомби! Но можно ли обвинять исключительно телевидение?

Рейтинги объективно показывают спрос населения, а значит, оно само предопределяет наполнение программы. И телеканалы, всего на всего, следуют запросам. Поэтому вышеуказанное обвинение есть необоснованным.

Можно, конечно, сказать, что телевидение имеет возможность понемногу начинать зарождать интерес к культурным программам. Несомненно, так оно и есть. И, возможно бы это осуществлялось при условии коммерческой эффективности в краткосрочном периоде. Также наполнение эфира может вернуться под присмотр государства, но заинтересовано ли оно в развитии населения?

Если рассматривать ситуацию объективно, то ни один канал не сможет долго поддерживать свою дееспособность, если начнет внедрять культуру в массы. Он или перестанет быть рентабельным, или перестанет быть массовым, а значит, потеряет влияние на общество, которое нам и необходимо.

Возможно государство и заинтересовано в повышении культурного уровня своего народа, однако никакие культурные ценность не могут быть актуальными для человека, если не удовлетворены базовые потребности. Если показывать что-то высококультурное, когда люди озадачены тем, как существовать на прожиточный минимум, это будет выглядеть как насмешка.

В наши дни, опиумом для народа, можно с большей уверенностью назвать телевидение, чем религию.

Когда человек постоянно находится в напряженном состоянии, то остро особенно острой становится потребность в психологической разрядке. А что предлагает нам реальность в качестве психологической разрядки? Конечно же смотреть зомбоящик. Здесь вам и юмор ниже пояса, и криминал по кровавей и новости страшилки, чтобы жизнь сильно вольной и приятной не казалось. В общем на любой вкус.

Было бы желание смотреть развивающие программы – наслаждались бы культурой во всех ее проявлениях.  А так, она является уделом меньшинства, которое, как всегда, не находит общих тем с широкими массами. Поэтому и живет в своем микромире, не желая что-то менять. Разрыв между большинством и меньшинством слишком велик, чтобы мог существовать некий культурный обмен.

Но, можно ли снять вину с представителей культуры и переложить ее на других? Как говорят, всегда виновны обе стороны. Делать виновными всех, кроме себя и не желать разбираться в очевидных фактах – вот она, высшая степень невежества. Поэтому стоит начать поиски причин происходящего с себя, а потом уже переходить на других.

Метки: