Закарпатские мольфары

1В прошлое давно ушли традиции языческого культа Киевской Руси. И лишь Карпатские горы хранят и оберегают последних потомков всесильных древнерусских волхвов. Имя им – мольфары.

Само слово «мольфар» произошло от «мольфа» — «волшебный, завороженный предмет». Действительно, каждый мольфар владел особым предметом, в котором, по преданиям, хранилась вся сила его, и никому не раскрывал этой тайны. Однако есть у мольфы и второе значение – «изгнанный», «злой дух». В этом зеркальном отражении нет противоречия, ведь магия мольфаров, как и других чародеев, может быть черной и белой, или, как ее еще называют, лунной и солнечной.

Легендарные волшебники Закарпатья обладали удивительной мощью: им было по силам сразиться с сатаной, нагнать смерть, разогнать бурю или перейти за край мира. Был им ведом язык зверей и трав, ведали они, как лечить самые страшные болезни, перед которыми опускала руки официальная медицина.

По одной из версий, история мольфаров началась более 700 лет назад. На уникальные способности простого народа упало тяжелое клеймо колдовства, вынудив чародеев бежать от инквизиции в Карпаты.

Для Закарпатских мольфаров единственным призванием было хранить гармонию природы и человека. Не могли потомки сильных колдунов отдаляться от природы, поскольку вся их сверхъестественная сила, по легендам, способная исцелять людей с помощью трав и отваров, управлять чувствами и эмоциями, общаться в диких зверей, и укрощать природу, была неразрывно связана с ней.

Не утратили мольфары своей сущности, впитав традиции христианства. Вера их заключалась в том, что не они помогают людям, нет. Они лишь проводники для энергии, советчики. А вся помощь и энергия – цветов и трав, яркого огня, старых гор и чистых потоков рек – дарована свыше, Богом и природой, дарами которых они лишь успешно пользуются.

Закарпатские мольфары верили, что человек может сам выбрать, какой силе ему служить, ведь в нем присутствуют оба начала. И только время покажет, какого цвета его дела, ведь и зло, и добро способны одинаково к созиданию и разрушению. Призванием мольфаров было жить для людей и ради них. Наверное, поэтому редко говорят о карпатских волшебниках, как об отшельниках — жили они среди людей, имели семьи. Не в их традициях было и познавать себя и таинства магии в одиночестве – ведь считалось, что эксперименты с высшими силами неподготовленного человека чреваты.

Во времена, когда мольфаров было много, встречались они ежегодно в условленном месте и вели разговоры о вещах, только им одним ведомым. Тщательно оберегаемые вековые знания наставник-мольфар передавал только своему ученику. В конце обучения проводился особый обряд посвящения, после которого обитатели потустороннего мира признавали готового к самостоятельным действиям новичка. Давали духи ему в этом процессе и личного духовного  проводника-помощника.

Учеником мольфара становились как мужчины, так и женщины. В ком-то искра дара теплится с рождения, а кто-то мог приобрести его впоследствии обучения искусству. Закарпатские мольфары, эти посредники между материальным и ментальным мирами, имели свою специализацию и особый стиль работы. Так, например, те, кто занимался укрощением стихий, звались громовниками. Мольфарская традиция в целом богата на обряды и предметы, связанные с громом и молнией.

Черпали мольфары силу не только из предметов, но и из музыки. Старинный гуцульский музыкальный инструмент – дрымба – известен в Карпатах с незапамятных времен. Интересно, что похожие инструменты можно найти и в Тибете, и у шаманов северных народов. Знают мольфары, что в музыке – магия. Дрымба, сделанная руками мольфара, обладала особой волшебной силой.

Мольфарство – это целая культура народа, его душа и мощь, которая, увы, начинает уходить в историю. Все реже и реже встречаются люди, которые достойны для того, чтобы передать им тайные знания мольфаров.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!