Искушение тайными знаниями. Часть 3

Ян Потоцкий (польск. Jan Nepomucen Potocki, 1761-1815) — польский писатель-романтик, учёный-археолог, путешественник.Это заключительная часть статьи. Первая часть здесь. Предыдущая здесь.

Вообще, прежде чем допустить кого-либо к тайнам любого рода, даже не эзотерическим, человека принято испытывать на нравственную прочность; как Альфонса ван Вордена из «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого. С ним происходит много непонятного, мир в его глазах попеременно двоится, троится и т. д. В условиях такой неопределенности, вечно присущей, в общем-то, нашей жизни, единственное, что может служить опорой (у человека нет других опор), это верность своим принципам: дал слово — сдержи его. В результате ситуация сама постепенно прояснится. Эта уникальная книга, впервые напечатанная в количестве 100 экземпляров, произвела большое впечатление на А. С. Пушкина, посвятившего одному из героев прекрасное стихотворение «…Альфонс садится на коня»

Необычайный автор книги — Ян Потоцкий, политик и ученый, вероятно, последний энциклопедист и маг одновременно, покончил жизнь самоубийством, полностью разочаровавшись во всем, причем покончил весьма странным образом — застрелился серебряной пулей (считается, что вселившегося в человека астрального духа можно убить только серебряной пулей). Даже ему полное погружение в психический мир дорого обошлось.

Что же говорить о современном человеке? Степень его усвоения культуры, наличие моральных принципов, общий уровень сегодняшней магии, оккультизма и их адептов известны. Конечно, взрыв почти всеобщего интереса к ним не случаен.  Мировые религии, по сути дела, отделили людей от мира природы — духи ее стали в христианстве демонами. В результате из преднауки — магии — стала развиваться наука, рационально упростившая и механизировавшая природу.

Николай Бердяев

Николай Бердяев (1874-1948) — выдающийся русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Н. Бердяев писал, что над живой природой у человека не было бы такого могущества, оборотной стороной которого явился конфликт производственной деятельности человека со средой его обитания. Но сегодня природа заставляет считаться с собой — и не только во внешнем для человека мире. Она требует внимания к себе и в его внутреннем мире — ведь человек ее неотъемлемая часть. В жажде окунуться в одухотворенный мир природы, какой она являлась человеку во времена язычества, скрыта еще одна причина новой волны интереса к магии и оккультизму, как к знанию, с ней связи никогда не порывавшему.

К сожалению, обратного хода нет — после того как наука преобразила и рационализировала мир и человека в том числе, отбросить и ее достижения, и ее самое просто нереально. Путь вперед только в преодолении ограниченности аксиом, на которых строился классический рационализм Возрождения, и постепенном усвоении наукой того, что возможно па данном этапе из области оккультно-магических знаний, не закрываясь и не отрицая их напрочь.

Что касается области человеческих отношений, то главное отличие древней магии от мировых религий как эгалетарных (эгалитаризм – антоним элитаризма) систем мировоззрения заключается в том, что ей была присуща качественная иерархическая элитарная организация, что в целом оправдывалось существовавшей вертикальной мобильностью общества, когда одаренным людям не препятствовали быстро перемешаться по ступеням пирамиды власти.

Признаком упадка культурной традиции, показателем того, что она — на ущербе, являются кастовость и авторитарность властных структур, то есть их закрытость притоку талантливых людей. Учитель и ученик, родители и дети, составляют взаимообучающееся целое — если у старших есть авторитет, то авторитарность (подавление силой воли) отсутствует. А для современного массового сознания характерна именно авторитарность — жесткая иерархия авторитетов.

Растут неисчислимые ряды разнообразных гуру, учителей, появляются даже Махатмы. Из них, кажется, уже можно создавать профессиональные союзы, какие уже сформировались из ясновидящих, колдунов, астрологов и т. п., подогреваемые массовым желанием верить кому-либо или хоть во что-либо. Одни воюют с другими, все ругают друг друга, пока не объединяются в союзы. Махатмы расставляются по принципу известности, а потом расставляют своим авторитетом других Махатм и т. д.

Есть рынок — с одной стороны жажда вручить кому-либо ответственность за себя, а с другой — желание выступать от имени известных Махатм или в роли Махатмы. Мир пришел к странной ситуации — есть огромное множество гуру, учителей и Махатм, передающих определенные знания, но нет традиционных центров посвящения — их традиции давно прерваны и восстановлены уже людьми иного века. Например, Тибетская книга Великого Освобождения в Бардо, транслирующая знание очень древнее, была записана довольно поздно, именно тогда, когда некому стало передавать его дальше, в надежде, что через какое-то время найдутся те, кто его расшифрует и продолжит.

Мировые религии сохранили традиции, а в магии, оккультизме их больше нет, то есть нет исторической среды, фона преемственности, из которого они вырастали — он изменился в сторону жесткой рационализации. Все стало служить выгоде, рынку. Связь времен прервалась, традиция передачи знания утрачена, а учителей, так называемых просветленных, гуру, хоть отбавляй. А усвоение мудрости ушедших эпох и состояний сознания незрелым умам кружит голову. Вспоминается предостережение Владычицы Благословенного Края Эльфов Лориэна Хранителю Кольца: «Зеркало часто открывает события, для которых время еще не настало… Магическое Зеркало — опасный советчик… Видения Зеркала не принимай за советы, ибо, случайно узнав о событиях, которые способны изменить нашу жизнь, мы рискуем отказаться от того, что задумали, и навеки продать собственную судьбу. Случайные знания очень опасны, хотя иногда и помогают в борьбе».

Мудрость тысячелетий снижается сегодняшними «просветленными» учителями до астрального уровня и соблазняет властью над умами, над душами. Самое печальное, что все мы, каждый из нас, поддерживая линию жажды силы и власти, осознанно или неосознанно, способствуем незаметному сползанию общественного сознания к фашизации. Смятение сознания продолжается, вера находит себе странные выражения, а сердце, божественное и человеческое начало открытости в дружбе и любви, работает все глуше, закрываясь от выплесков астральных страстей…

Великие Учителя человечества, показавшие выход в мир духа, а следовательно свободы, предложили свою помощь и поддержку, поведя за собой и отделив своих последователей от сильно загрязненного астрала — психического мира. Но они только указали путь, пройти же его каждый должен сам, из индивида сделавшись личностью, пребывающей в духе. Для этого необходима вся энергия, которой обладает человек. (подобные сюжеты можно найти даже в аниме, например в наруто прим. редактора)

Опасные же игры в магию, оккультизм и спиритизм отнимают у него эту энергию. По собственной неосмотрительности, он отдает свою эмоциональную силу призракам прошлого, остаткам погибших цивилизаций и верований, оживляя собой мертвое или своих душевно мертвых современников, позволяет им программировать свое настоящее.

В прошлом было много и прекрасного, и ужасного, но оно хотя бы было последовательной системой взглядов, завершилось и ушло, частично перейдя к нам в измененной форме. Выхватывая оттуда отдельные осколки прежнего знания, образов и объяснительных толкований, вторгаясь без мудрого руководства в сферу психического опыта, пережитого человечеством, мы рискуем оказаться в роли слепого, вышедшего на шумный перекресток: отовсюду гудят, наезжают, сбивают — можно ненароком попасть под такой каток, из-под которого не встать живым.

Один суфийский мастер сказал: у того, кто по этому пути следует без учителя, учитель — дьявол. Погружаясь глубже и глубже в область психического, можно накликать на себя, вызвать или войти в такие энергетические потоки, противостоять которым не хватит сил. Тогда выходов несколько: либо выбор Яна Потоцкого (серебряная пуля в лоб), либо полная потеря личности в душевных болезнях, от которых не исцелит никакой врач, либо повторение безумного пути под главенством авторитарных лидеров профашистского толка — действия в реальном мире, в то время как сознание спит наяву.

Метки: