Колдуны старообрядчества

Колдуны старообрядчестваОдушевление природных и космических сил, вера в их духов, в судьбу вызывали потребность в обращении к ним для оберегания человека, обеспечения благополучия, продолжения жизни , рода. У карелов существует нечеткость в различении функций добра и зла для разных представителей сверхъестественного мира, нечетким было и отношение к людям, вступавшим в силу своего особого «знания» в сношения с этим миром,что очень отчетливо прослеживается в оценке «знающих» , в делении колдунов на тех, кто умел насылать «порчу», и тех, кто снимал ее. Образ жизни колдунов, функциональные и эмблематические аспекты их поведения — демонстрация своей «силы», отмеченности, непохожести на остальных означает высокий уровень осознания своей исключительности, принадлежности к «чужому» миру .

Их контакты с нечистой силой были обязательны, и если уклонение приводило к наказанию — увечью, гибели, то выполнение, напротив, — к вознаграждению. Источником магических знаний колдуна является нерушимый сговор с теми или иными духами — «хозяевами» леса, озера, реки и т.п., достигаемый путем обмена его (колдуна) души на владение и подчинение нечистой силе, на дар заклятия и «слово-знание». Колдуны, как носители иного начала были отделены от всех остальных членов общества как в жизни, так и в смерти. Особенно интересны в связи с этим весьма противоречивые и сложные представления и понятия о «душе» и «духе». Собранный материал свидетельствует о том, что и архаическое и христианское сознание признает их бессмертными категориями, но в своеобразном преломлении. Архаическая модель бессмертия выражается в представлениях о потустороннем мире и населяющих его духах, о духе-двойнике человека, о духе-смертной силе 40, а также в культе предков — «забудущих людей» (т.е. бессмертие — для всех и каждого). Христианизированная модель предполагает «бессмертие» двоякого рода — для праведников и грешников, что определяется понятиями Страшного Суда, возмездия и наказания, рая и ада.

Колдун, отдавая или завещая свою душу нечистой силе (но не черту-дьяволу), не лишался своего духа-двойника, тем самым бессмертия не был лишен и он.
Душа (дух) колдуна (как и любого другого человека) уходит «наверх». Смерть его всегда мучительна, в том случае, если он не осуществил передачу — не «сдал чертей» другому, чаще всего кому-то из родственников. В современной быличке об одном из местных колдунов сын по его просьбе поднимается на чердак дома и выбрасывает из окна сковородник с подвязанными к его концам «коробушкой» с чертями и веником, произнося особые слова, сказанные ему умирающим отцом. Поднявшийся вихрь (одна из ипостасей нечистой силы) подхватывает эти предметы, и колдун умирает .

Многочисленные рассказы о колдунах отличаются ярчайшими подробностями об их образе жизни. В первую очередь подчеркивается, что это люди вне Бога — не крестятся, не молятся, не ходят в часовню; смерть их обычно чрезвычайно тяжела, нередок и трагический уход из жизни; хоронят их отдельно (иногда и за оградой кладбища ). «Помощники», выполняющие приказания колдуна, наделяют их и особой физической силой. Именно этим карелы объясняют особо подчеркиваемую деловую сноровку, «спорость» в крестьянском труде. Вот как рассказывают о колдунье, трагически погибшей в 1989 г. — «ела на ходу, вставала рано, уже в 5 часов у нее печка топилась, ни у кого еще сено не убрано, а у нее уже стог стоит. «Черти» постоянно требовали работы, и если ее не оказывалось, то колдун просил их, к примеру, «веревки из песка вить» . Оказавшись без дела, «черти» набрасывались на своего хозяина.
Диапазон «тайных» знаний владельца чертей был разнообразен, отчасти индивидуален и основывался на особом «видении» чужого мира, умении распознавать его образы, знать его язык, правила и нормы поведения. Способности колдовать, чаровать, толковать сны, приметы, знамения, насылать порчу, «навязывать чертей», оборачивать людей в животных, лишать их половой силы, вызывать неурожай, эпидемии, эпизоотии колдуны направляли не только во вред человеку, но и, нарушая границы дозволенного для верующих людей, им во благо: «искали» пропавших людей и скот; знали и давали пастухам заговоры — «обходы», снимали сглаз, «отводили» людей, находили воров и заставляли возвращать украденное.

Самым известным карельским колдуном еще в недавнее время был Василий Иванов (ум. в 1963 г.), по прозвищу Мутя, Мутяшов . Никогда не крестился, не ходил на исповедь; не нуждаясь в помощи и заступничестве Бога на фразу «Бог в помощь», всегда говорил: «Положи здесь». Из многих рассказов о Муте видно, что он владел некими безобидными видами колдовства, направленными исключительно на собственное благополучие и достаток. У него «водились черти», имевшие облик трех девок, помогавших ему в работе: «все у него в руках горело, быстро работал». По просьбе дедко Мути, люди, оказавшиеся рядом с ним в поле или лесу, всегда предупреждали о своем появлении криком. Его «чертихи» не христианские черти-дьяволы; в их облике,скорее,прогладывают черты местных внехристианских -«хозяев» окружающего мира — леших, водяных, полевых, домовых. Он владел различными способами «вызова» и общения с нечистой силой — прежде всего «диким» языком — «очень ругаться любил, материться». Используемое им так называемое ритуальное сквернословие, не рассматривалось односельчанами как что-то циничное, а, напротив, считалось допустимым для него. В.Иванову приходилось, как и всем другим колдунам, постоянно «давать чертям работу», иначе те «трепали его»,»он часто бывал битым». Каждое посещение бани становилось для Мути своего рода обрядом колдовской инициации — он всегда мылся один, мытье сопровождалось слышными по всей деревне руганью, шумом драки; несколько раз выходил он из бани не только битым, но и ошпаренным. Особенно уверенно чувствовал себя, видимо, в водной стихии. Известны несколько рассказов о том, как «выручали» его черти на озере. О способе вызывания «чертих» известно со слов очевидца, приезжего молодого человека, изъявившего желание «перенять» у него чертей: на челе печи колдун водил безымянным пальцем левой руки, смоченным в наговоренной воде, после чего, как бы появились плясавшие маленькие чертихи. Помимо этой попытки «сдать» чертей были и другие, особенно перед смертью, что ему и удалось, так как умер он легко. Подтверждением акта передачи чертей по наследству детям считают гибель его сына, которого нечистая сила «задавила»; колдовские способности двух его дочерей, одна из них могла «развести любую семью», «искала людей и скот», давала «обходы» пастухам, которые зарывали их в «мурашевник». Как и отца, ее отличала ловкость и сноровистость в работе. Исключительной была и смерть колдуньи — ее заколола в хлеву корова, что объясняют однозначно: «видно ока корове мохнатым (т.е. чертом) показалась.

Колдун, будучи вне правил и норм поведения старообрядческой общины — религиозных понятий «чистоты», греха, души, рая и ада, не был вместе с тем и прямым слугой христианского дьявола, а, скорее, верным служителем низших демонов — покровителей конкретных природных сил, представителей мира предков. Тем самым колдуны сохраняли «родовое» архаичное сознание и отношение к «иному» миру, существование которого впрямую и не отвергалось православием, в связи с чем жизнь колдунов не порицалась, так как у них была своя судьба, не ими избранная и определенная.

Люди же всегда старались избегать колдунов, кроме того. страх, как и чувство «неизвестного» и как боязнь наказуемости (страха Божьего), присутствует у рядового члена общины при обращении к посредничеству колдуна. Но у колдуна проблемы страха и греха лежат в ином измерении. И если владелец чертей и подвергался осуждению и наказанию, то не за христианский грех служения нечистой силе, а за реальный вред, ущерб — т.е. преступление. Магические, регулятивные и социальные функции колдунов и знахарок в поддержании миропорядка не менее значимы, чем служение Богу и религиозное рвение «отче» и «книжниц».

В слиянии «старой веры» и «старой магии» проявились универсальные возможности человеческого духа; нерасчлененностъ благочестия и греховности, «доброго» знания и «злого» очевидны для всей карельской культуры, что стереоскопично проявляется в образе жизни и поведении лидеров группы, владевших более глубоким, чем коллектив, пониманием сути явлений и связей.


Спонсор публикации МГК «Вектор Права» — официальная временная регистрация иностранных граждан в Москве и России. Регистрация приезжих еще никогда не была такой простой.

Метки:

Поделись статьей с друзьями!