Оправдание мистицизма. Часть 2

Это продолжение фундаментальной аналитической статьи Елены Шахматовой. Начало читайте здесь.

Жизнь Элифаса Леви (настоящее имя — Альфонс Луи Констант) многократно переплеталась с судьбами писателей второй половины XIX века.

Он родился в семье парижского рабочего, и ему предстояло стать священником, но его непосредственным наставником оказался некий аббат Фрэр, последователь месмеризма, написавший работу по исследованию животного магнетизма. Этот факт во многом предопределил дальнейшую судьбу начинающего священнослужителя.

Вскоре он оставляет монастырь, занимается утопическим социализмом, евангелиз

мом, изучает Каббалу, учения Сведенборга и Фабрад’Юливье. В 1841 году маг Констант, так он именует себя в этот период жизни, публикует свою Библию Свободы, за что оказывается в тюрьме, где продолжает эзотерическое образование, читая древних герметистов.

После освобождения он, как борец с идейными предрассудками, принимается в ряды парижской богемы, работает журналистом и карикатуристом. Поклонник Беранже и Александра Дюма, он сотрудничает с сатирическими журналами и в литературных кругах слывет истинным раблезианцем. Новый судебный процесс несколько охладил его пыл, а во время революции 1848 году он участвует в клубах и кружках социалистов. В этот период он знакомится с Вронским, и с бесшабашным жизнелюбом происходит разительная перемена: он становится аскетом-ученым и посвящает свою жизнь абстрактным изысканиям. Через некоторое время аббат Констант, надев церковное облачение, начинает следующий акт своей жизнедрамы и принимает участие в издании «Новой теологической энциклопедии» (Париж, 1851). Вскоре он оказывается в Лондоне, где практикуется в магии вместе с лордом Литтоном, который позднее возглавил общество розенкрейцеров, ставшее основой знаменитой ложи «Золотая заря» (одним из ее членов был У.Б. Иетс). Эти занятия вдохновляют Леви на творчество: между 1853 и 1861 годами появляются его произведения, посвященные магии («Догма и ритуал в высшей магии»,«История магий». «Ключ к тайнам» и другие), и завоевывают огромный успех.

Автор приобретает неслыханную популярность, его имя привлекает к нему самых разных людей. «Настоящие поэты посланы на землю Богом», — утверждал Леви. И поэты стремились к нему, чтобы зажечь искру собственного богоизбранничества в лучах славы пророка.

События 1870 года положили конец светским раутам,и Леви превращается в одинокого отшельника — философа, изредка, ради средств к существованию, дающего уроки высокой науки магии тонким ценителям. Одной из него учениц в этот период была Юдифь Готье — дочь Теофиля Готье. Своими переводами с китайского языка она оказала значительное влияние на творчество разных поэтов (в частности ее «Яшмовая книга» вдохновила на восточные эксперименты А. Рембо и Н. Гумилева).

По свидетельству одного из исследователей, «в ноябре 1873 годе мадам Юдифь Готье нуждалась в консультации на тему халдейской Каббалы для своих восточных романов. Молва привела ее прямо к Элифасу Леви, который некогда у Теофиля Готье предсказал успех его дочери, посмотрев ее ладонь». Юдифь Готье (она была замужем за писателем Катуллом Мендесом) являлась хозяйкой литературного салона, который среди поэтов назывался «Отелем Синего Дракона». Там проводили свои вечера Малларме, Вильер де Исль-Адам, Блемонт, редакторы журнала «Литературный и Художественный Ренессанс» и т.п. Как свидетельствует сам Леви, однажды она устроила его встречу с поэтической молодежью: «… я оказался у месье Катулла Мендеса в кругу юных литераторов (таких юных, что многие из них еще не родились), которые печатают свои произведения у Лемерра (Сюлли — Прюдомма не было, его уже относят к старикам).

Эта молодежь приняла меня с любезностью и даже с уважением. Катулл Мендес мне сказал, что мои произведения содержат удивительную науку и литературные достоинства первого ранга. Короче, меня чествовали и пригласили зайти еще. В следующий четверг за мной должны зайти и доставить меня к Виктору Гюго, который в это время находится в Париже».

Еще до встречи с Леви Юдифь Готье была посвящена во многие тайны магии, посещала спиритические сеансы. Большое впечатление произвели на нее произведения Эдгара По: прочитав его «Эурелию» в переводе Верлена, она написала статью, преисполненную обаяния мистической космогонии, и автор «Цветов зла» ее поздравил суспехом. Задолго до символистов она пропагандировала идеи Вагнера,которого считала не только большим музыкантом и поэтом, но еще и магом, пророком нового времени и создателем священной мистериинового искусства.

Не менее популярны, чем у Мендесов, были собрания у Нины де Вийар. Сама она была поэтессой, известной пианисткой, занималась Каббалой, спиритизмом, нумерологией. В ее салоне собиралась та же литературная публика: Вильер де л’Исль-Адам, Малларме. Леон Блой, Шарль Кро, Жерман Нуво, Поль Верлен, Камиль Фламмарион и др. Помимо поэтов у Нины часто бывали и оккультисты. Гонкур окрестил эти собрания «Ложей повредившихся в рассудке». Занятия магией таили в себе определенную опасность для психического здоровья. И если Юдифь Готье. несмотря на разнообразную и регулярную практику такого рода, сохраняла душевную уравновешенность, то для Нины подобный образ жизни оказался роковым: в конце концов, это кончилось сумасшествием. Проникновение в иные сферы всегда было сопряжено с особым риском. Еще Моисей запрещал вызывать души мертвых: только посвященные, иерофанты, могут отважиться на подобный эксперимент без особых последствий, самодеятельные прорывы в мир иной могут иметь необратимый характер. А творчество — это постоянный прорыв в иные сферы, и творец часто становится жертвой своего искусства. Не случайно творческие люди представляют собой в обществе пограничную зону, поставляя из своих рядов наибольшее количество клиентов для психиатрических клиник и судебных хроник. Превращая свои душевные эксперименты в материал для творчества, они как будто жгут свечу своей жизни с двух сторон, словно осуществляя заложенную в них программу полного физического самоуничтожения, аннигиляции. «Только освобождение человека от себя приводит человека в себя», — столь парадоксально сформулировал Н. Бердяев главную задачу творчества. «Творчество болезненно и трагично в существе своем. Цель творческого порыва — достижение иной жизни, иного мира, восхождение в бытии».

Фридрих Вильгельм Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Элифас Леви объявлял поэта ясновидцем, постигающим законы бытия. Он творец, подобный богу. Он видит в других людях невидимое. Ничто не в силах остановить его силу и волю. Элифас Леви своими идеями во многом предвосхитил теорию Ницше о сверхчеловеке. Поэты для него — это «математики гармонии, музыканты интеллекта. Создатели Слова — это посыльные, эмиссары Бога». Нелишне будет указать еще на одну идею Леви. которая получила широкое распространение в эзотеризме и мессианизме XIX века. Он заявлял о необходимости выйти за рамки известных языков, так как они представляют собой лишь диалекты оригинального великого языка, единого для всех. Отголоски этих идей Леви мы находим в творчестве и французских, и русских поэтов. Малларме в статье «Английские слова» (1877) высказал филологическую концепцию наделения каждой согласной силой ассоциативной выразительности. Один из исследователей творчества Малларме обратил внимание на близость этой идеи масонскому оккультизму, «который во многом обязан Блаватской: F — звук режущий, похожий на шум воздуха, рассеченного соскоростью. Молния (foudre), жар (fouguе), ярость (fureur, ракета (fusee),стрела (fleche), колоть (fendrе), нестись (fuir) — вот экспрессивный ряд,который проясняет смысл. Эти слова характеризуют то, что скоротечно:случай (fortune), дым (fumeе), благосклонность (faveur). цветы (fleurs),праздники (fetes), волны (flots)… Символ разрушения, он начинаетслова: унылый (funebre), похороны (funerailles). голод (famine), роковой (funeste), железо (fer). Малларме в свою очередь считает, что FL составляет большую часть слов, представляющих акт полета или борьбы с пространством».

Читать продолжение…

Метки:

Поделись статьей с друзьями!